Поиск:


150 тысяч километров к успеху
Несмотря на кризис ОАО «Саратовский завод дизельной аппаратуры» демонстрирует стабильный рост показателей. Формула успеха проста: работать, не думая о сиюминутной прибыли, любыми путями повышать качество продукции и искать клиентов, колеся по всей России и странам ближнего и дальнего зарубежья. Подробнее об этом – генеральный директор ОАО «Саратовдизельаппарат» Евгений Сальников.

- Вы уже в третий раз побеждаете в конкурсе ТПП Саратовской области «Волжский Меркурий», удивляя всех растущими объемами производства.

- Действительно, по сравнению с 2010 годом выручка выросла примерно на 30%, примерно настолько же поднялась и средняя заработная плата – до 14,6 тысяч рублей. Если говорить об объемах, то по сравнению с 2010 годом в полтора раза увеличилось производство изделий только для одного КАМАЗа: с 2 тысяч до 3,5 тысяч изделий.

- Принято думать, что машиностроение в современной России – не самое выгодное дело.

- Мы ориентированы на автопром, а он в 2009 году обвалился в 5 раз. Из-за того, что яйца лежали в одной корзине, предприятию пришлось не сладко. Но нашему заводу повезло – он обладает уникальным станочным парком, благодаря которому мы можем делать все, были бы заказы. Кстати, в этом есть большая заслуга собственников завода. Они с момента приватизации из оборотных средств не вытащили практически не копейки, а наоборот, вложились в развитие основных фондов. В том числе в оборудование
– было приобретено порядка 20 обрабатывающих центров. Если учесть, что каждый из них заменяет порядка 3-4 станков, фактически наш парк обновился на 40% качественными и современными японскими, тайваньскими и отечественными станками.

- Оборудование – это хорошо. Но как быть с заказами?

- Я пришел на завод директором по развитию в 2009 году, и тогда с ними было очень сложно. Специфика нашего станочного парка диктует выпуск определенного типа изделий. Мало того, что заказы нужно найти, когда заводы обваливаются, они должны быть, во-первых, рентабельны, во-вторых, серийного производства. А то нам оборонщики предлагали сделать два корпуса для блоков управления радиолокационной станции. Предложение новое и интересное, но для этого нам бы пришлось перестроить все мощности.

В результате мы сами поехали за теми заказами, которые завод может выполнить. За два года я со своими сотрудниками проехал 150 тысяч километров в поисках новых клиентов. Мы выезжали из Саратова в 4 утра, в час ночи были в Кургане, а утром – на переговорах с руководством «Курганмашзавода». На обратном пути успевали заехать в Миасс, Уфу, Нефтекамск. Почему это было необходимо? Потому что, когда лично знаешь людей – директоров, конструкторов – начинаешь говорить с ними на одном языке, понимать, что происходит на этом заводе, в этом регионе, в стране в целом. Это позволяет получать заказы, которые ты вряд ли получишь, сидя в Саратове на телефоне.

Например, так мы получили заказ на изделие, которое буквально спасло предприятие. Он поступил от предприятия «Златоустский ремзавод» – на производство гидроцилиндров для автоматических горок. Они применяются в РЖД для торможения вагонов. Для завода объем был слишком маленький, они передали заказ нам. И представьте, что мы получили чертежи в декабре, а в мае уже начали поставку изделий.

При этом прошли все 500 тыс циклов испытаний – ведь горки должны были работать в самых разных климатических условиях. Конструкторы и испытатели тогда все три месяца трудились буквально в круглосуточном режиме. Но изделия уже полтора года отлично работают в Тюменской области безо всяких проблем. Мы уже дошли до того, что не все заказы можем «прожевать». И сейчас мы уже ставим вопрос не «что делать?», а «кто будет делать?» и «на чем будем делать»?

- В чем, на ваш взгляд, залог успеха современного производителя?

- Прежде всего, в качестве товаров и услуг. Потребители сегодня предъявляют высочайшие требования по качеству. Чтобы им соответствовать, нужна и сертификация по ИСО 9001, и одобрение морского и речного регистров, и военная приемка, и сертификация по автомобильному ГОСТУ. И могу сказать, что очень мало заводов могут похвастаться таким джентльменским набором.

- Поговорим о кадровом вопросе – остром для любого производителя, а особенно в сфере промышленности. Нехватка кадров с одной стороны, с другой – сокращение таких затратных статей как конструкторские отделы.

- Вы знаете, в кризис как никогда нужны мозги. У нас на заводе 13 конструкторов и это при общей численности персонала в 300 человек. И каждый из них в кризис вел по 3-4 изделия. А у главного технолога люди писали технологии дома по субботам и воскресеньям, потому что нужно срочно было освоить изделие.

Многие предприятия выбрали другой путь: сокращая издержки, сократили систему качества, конструкторский отдел. Я считаю, что это ошибка. Сегодня ты сократил конструкторов, а завтра работать будет некому – человека с улицы не возьмешь, технологии придется покупать за большие деньги. В этой ситуации лично я считаю, что гораздо правильнее поддержать своих конструкторов, которые и создадут, и разработают новые изделия и технологии. Без конструкторского отдела любое предприятие превращается в кроватную мастерскую: что-то производится, но перспективы нет.

Конечно, проблема для всей России – старение кадров. У нас главному конструктору 60 лет, заместителю главного – 30 с хвостиком. Получается, что средней вилки практически нет. Правда, и с молодежью туго – техникумы практически не готовят наши кадры, а выпускники политеха предпочитают идти в инжиниринговые компании, заниматься продажами, а не стоять у станка. У нас, например, сегодня полностью закрыта первая смена, но стоит вопрос, где взять людей на вторую и третью смену.

Сказать, что нам сейчас легко – нет, тяжело очень. Люди устали работать в режиме экономии, но никто не бастует – мы стараемся выполнять все свои обязательства. Например, за последние три года у нас не было задержек по зарплате. Мы – команда единомышленников, и те, кто остался, очень любят свой завод и понимают: если не они, то кто?

- По сути, вы можете рассчитываться лишь на себя, свой персонал? А как же поддержка промышленного сектора со стороны государства?

- Если бы государство помогало, наверное, у нас, да и у моих коллег, не было бы такого, что в 2011 году затраты на электроэнергию выросли на 40%. Представьте себе, насколько сильно предприятия должны хотеть выжить, уметь считать, создавать ликвидные изделия, чтобы преодолеть такие «подъемы».
Еще до Нового года мы говорили с президентом саратовской ТПП Максимом Фатеевым о том, что если саратовское предприятие производит изделия, которые потом продает в других регионах, то таким образом предприятие привлекает в Саратовскую область инвестиции. Имеем ли мы в этом случае право на налоговое послабление? Наверное, да.

- Что, по вашему мнению, ждет российскую промышленность после вступления в ВТО?

- Честно говоря, не знаю. Недавно прочитал статьи В. Путина – вроде все написано правильно, очень грамотно говорится о развитии нашего, отечественного производства. Но надо понять, чего мы хотим. У меня есть знакомое предприятие, к которому мы в 2009 году приезжали с предложением о совместно сотрудничестве. Нам сказали: «Не надо, у нас объем заказов – как у дурака фантиков и делиться ими не хотим». Это предприятие после долгих расчетов выпустило под программу энергосбережения огромное количество приборов учета. А она не сработала, в результате у них на складе счетчиков на полгода вперед. Вложены деньги, затрачен труд, но въехать на белом коне в светлое будущее не получилось.

Мы сейчас все стали очень хорошо считать и где-то даже дуть на молоко – без подтверждения заявки, контракта мы уже боимся что-либо делать. Не хочется так просто отдавать деньги, которые нам очень тяжело достаются. Мы могли бы сейчас взять кредит на производство, забить склад на продажу, а мы живем и смотрим – а что же будет дальше у нас в стране. Потому что есть вероятность остаться с полным складом изделий, которыми, наверное, зарплату выдавать будем.

Другой пример. В декабре 2011 года минпром РФ в рамках программы развития дизелестроения, под которую выделены немаленькие 14,5 млрд рублей, завершил тендер на разработку новых двигателей. В конкурсной документации перечислены все детали двигателей, за исключением регулятора скорости, обеспечивающего равномерное, с постоянной частотой, вращение. Допускаю, что специалист, готовящий документацию, не имел технического образования. Нашу деталь предлагают включить в раздел «разное». А по сути забыли про целый завод, который был построен специально для производства этих деталей.

- Если говорить конкретно о «Саратовдизельаппарат», то каковы перспективы дальнейшей работы?

- Если у нас до этого стояла задача выжить, то сейчас задача другая – удержаться на тех позициях, которые мы достигли. И прикладывать все усилия для дальнейшего развития. Здесь секрет успеха прост и сложен одновременно - необходимо привлекать новые молодые кадры, увеличивать зарплату, конечно, менять оборудование.

Наталья Максимова
2012-04-09


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007