Поиск:


Слесарь с дипломом университета
Очередная версия закона «Об образовании» активно обсуждается в обществе. Самые большие изменения ожидаются в системе профессионального образования. Что будет с лицеями и колледжами? Будут ли востребованы на рынке их выпускники? Кто и как будет учить рабочим профессиям?

Об «ДГ» рассказал замминистра образования – начальник управления профессионального образования Саратовской области Олег Афонин.

- Уже не первый год говорится о нехватке рабочих кадров. Тем не менее, авторы нового законопроекта предлагают исключить начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень и сделать его первой ступенью среднего. Критики закона уверены: это означает, что ПТУ просто исчезнут как класс.

- Вся система профобразования сейчас находится в поиске соответствия существующей экономике. Сегодня она разбалансирована. Постепенно сворачивается сегмент довузовского профессионального образования, особенно это заметно в начальном профобразовании: за последние 10-11 лет доля учащихся ПТУ уменьшилась более чем в 2 раза – с 19 до 8 процентов. В то же время доля выпускников вузов увеличилась с 54 до 67%. То есть явно преобладает высшее образование. Отсюда – рост числа неустроенных выпускников. Поэтому сегодня стоит задача ликвидировать отрыв системы образования от рынка труда. С этой целью и задумывалась передача системы начального и среднего профобразования, которая готовит кадры для регионов, в зону ответственности и регулирования региональной власти.

На уровне региона легче определять, сколько и какие кадры готовить: нужны – увеличиваем, не нужны – сокращаем. Что греха таить, каждый ректор вуза, директор колледжа, лицея старается набрать больше студентов, чем востребовано, выбивает учебные места в Москве, не обращая внимания на наши рекомендации – от этого зависит финансирование. Отчасти поэтому система профобразования разбухала как на дрожжах..

Процесс передачи государственных учреждений довузовского образования в ведение области идет с 2005 года. За это время система СПО-НПО оптимизировалась. Но это не означает закрытия учреждений. Мы преобразовали 12 бывших профессиональных училищ в двухуровневые техникумы и колледжи, где ведется подготовка и рабочих кадров, и специалистов среднего звена. Это современный подход, реализующийся уже во многих субъектах РФ. Поэтому говорить о том, что ПТУ уничтожаются нельзя – они просто видоизменяются, отражая реалии времени.

- В состоянии ли региональный бюджет содержать учебные заведения? Не станет ли обучение в системе начального и среднего профессионального образования платным?


- В соответствии с демографическими тенденциями, начиная с 2002 года, база приема в учреждения профессионального образования региона неуклонно уменьшается. По прогнозу, к 2015 году все учреждения профобразования области получат возможность принять для обучения вдвое меньше выпускников школ, чем в 2000 году. Некоторый рост прогнозируется лишь с 2016 года.

Надо принять во внимание и то обстоятельство, что на современном высокотехнологичном производстве занято мало людей – все делают машины и компьютеры. Чтобы быть оператором такой системы, нужны специалисты с высшим профессиональным образованием. Например, на предприятии «Саратовстекло» еще года три тому назад в основном цехе было занято несколько человек, все с высшим образованием, за компьютерами. А на упаковке стекла работало около 15 человек. Так вот недавно их заменили тремя, потому что ввели линию автоматической расфасовки стекла.

То же самое будет на балаковском заводе «Северстали», где установят автоматизированные производственные комплексы. На такие рабочие места завод будет принимать выпускников вузов и колледжей. Так что в перспективе потребность в рабочих кадрах в классическом понимании будет уменьшаться, смещая распределение занятости в сферу услуг, малое предпринимательство, в науку, культуру, искусство.

Сегодня же потребность в рабочих кадрах велика, особенно в таких сферах, как сельское и рыбное хозяйство, металлообработка, строительство, энергетика, производство продовольственных продуктов, сфера обслуживания.

Что же касается платности обучения в системе НПО-СПО, то ее не будет: в соответствии с Конституцией РФ довузовское профессиональное образование является бесплатным.

Другое дело, что сегодня расходы на профобразование значительно возросли. С 1 января 2012 года заработная плата работников НПО повышена в 2 раза, работников учреждений среднего профобразования -- на 20%. Это своевременная и необходимая мера, которая значительно увеличивает мотивацию преподавателей к качественному труду. Но это и серьезная нагрузка на бюджет.

- Планируется ли привлекать предприятия к подготовке кадров?

- Профобразование должно ориентироваться на рынок труда, это один из показателей его эффективности.

В свою очередь, работодатели должны вкладывать деньги в обучение. Взять пример с Европы, где очень развито социальное партнерство между предприятием и учебным заведением.

Эффективная модель взаимодействия системы профобразования и бизнеса существует в Германии. Она во многом напоминает отраслевую систему подготовки рабочих кадров в СССР. Суть ее в том, что треть затрат учебного времени приходится на теоретическую подготовку в стенах учебного заведения, а остальное время учащиеся проводят на практике в мастерских предприятия, где под руководством мастера-наставника получают профессиональные навыки. Такие профессиональные школы являются государственными и финансируются государством.

Помимо этого имеются центры профессиональной подготовки при торгово-промышленных палатах, разделенные по отраслям экономики (строительство, машиностроение и т.п.). Такие центры построены и оснащены на 90% за счет федеральных бюджетных средств и на 10% -- за счет средств ТПП.

В целом, более половины молодежи Германии проходит через систему профессиональных школ и центров профподготовки, в России же – не более 10-15%. При этом основная финансовая нагрузка лежит на предприятиях, которые тратят на подготовку и переподготовку кадров 40 млрд. евро ежегодно. Подобные системы подготовки рабочих кадров существуют также в других европейских странах.

В России системные инвестиции со стороны работодателей в развитие профобразования пока отсутствуют. Лишь отдельные крупные предприятия самостоятельно ведут подготовку кадров за счет собственных средств. В нашей области подобные учебные программы разработаны и внедрены, например, на заводах «Корпус», «Контакт», «Балаковские минеральные удобрения», «Роберт Бош Саратов» и других.

В условиях ограниченности бюджета наиболее реалистичным выглядит создание отраслевых центров подготовки и переподготовки рабочих и специалистов на базе крупных промышленных предприятий.

Примером может служить учебно-информационный центр ОАО «Саратоворгсинтез». На предприятии разработана долгосрочная программа развития персонала до 2014 года, в рамках которой ведется подготовка кадров по профессиям «Аппаратчик синтеза», «Аппаратчик кристаллизации», «Аппаратчик окисления», «Слесарь-ремонтник», «Кочегар технологических печей» и др.

В настоящее время на базе ОАО «Нефтемаш-Сапкон» совместно со швейцарской компанией Галика АГ планируется создание регионального технологического центра для подготовки высококлассных технических специалистов, в том числе операторов станков с ЧПУм, программистов и технологов для работы на ведущих промышленных саратовских предприятиях. Студенты училищ и техникумов проходили бы практику в таких центрах в условиях максимального приближения к реальному производству.

Если говорить о системном подходе, то целесообразно сформировать отраслевые учебно-производственные комплексы или, как сейчас говорят, кластеры, в состав которых войдут профильные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и основные отраслевые предприятия-заказчики кадров. Координацию деятельности таких комплексов в привязке к программам развития соответствующих отраслей экономики области и Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2025 года могут выполнять отраслевые министерства правительства области во взаимодействии с министерством образования и Торгово-промышленной палатой. Это позволило бы эффективно решать кадровые проблемы реального сектора экономики области.


Система профобразования Саратовской области включает 33 государственных учреждения начального профобразования и 42 самостоятельных учреждения среднего профобразования, в том числе 28 госучреждений областного подчинения, 12 – федерального, 2 – негосударственных. Еще 16 учреждений СПО являются структурными подразделениями вузов, 5 – филиалами иногородних вузов, 16 – филиалами других, более крупных учреждений СПО.

По программам начального профобразования обучается 13,7 тысячи человек (подготовка ведется по 61 профессии), по программам среднего профобразования – 43,7 тысячи человек (118 специальностей).


Игорь Плеве, ректор Саратовского государственного технического университета им. Гагарина:

- Нынешнее состояние системы довузовского профессионального образования достаточно плачевно. Я являюсь сторонником присоединения техникумов к вузам, поскольку принцип непрерывного профессионального образования заложен в нынешнем законе об образовании. Начальное, среднее и высшее образование должно быть в единой системе, которая начинается со школы и продолжается разноуровневым образованием, включающим и послевузовское – систему переподготовки через три, пять, десять лет. Обеспечить эту возможность могут только вузы.

То, что в законе нет упоминания о профессиональных технических училищах – это, с моей точки зрения, абсолютно правильно. Они создавались под конкретные задачи конкретного времени, и наиболее активно работали в те же 50-е–60-е годы, когда требовалась рабочая сила низкоквалифицированного уровня.

Сейчас же на станках с ЧПУ давно работают люди с высшим образованиям. Поэтому в так называемом «исчезновении ПТУ» я вижу закономерный процесс экономического развития страны и мира в целом.

Профтехучилища в нынешнем виде в большей степени выполняют социальную, чем образовательную функцию, потому что подготовить в современных условиях слесаря или токаря третьего разряда, которых они выпускают, вполне возможно в течение двух–трех месяцев на базе любого вуза.

С моей точки зрения, было упущено время, когда можно было осуществить присоединение колледжей, техникумов к университетам. То, что эти учебные заведения уже переданы на местный бюджет, вызывает у меня сожаление, поскольку мы теряем серьезный пласт подготовки специалистов.

Николай Журавлев, директор колледжа радиоэлектроники им. П.Н.Яблочкова:

- Перспектива принятия нынешней, третьей версии проекта «Закона об образовании» довольно-таки неопределенная. Очень много замечаний. У меня они тоже есть.

Например, не совсем внятно определено положение об учебных заведений, их классификации. От того, как они будут называться – колледжами или техникумами - зависит дальнейшее развитие учебного заведения.

Если колледж – это один уровень, техникум – другой. Статусное положение определяет и то, каким образом будет вписано среднее учебное заведение в структуру высшего учебного заведения. На сегодняшний день это не раскрыто.

Кого будет выпускать то или иное образовательное учреждение, какую квалификацию - статус - будут иметь выпускники? Это тоже должно быть определено новым законом об образовании. Если колледжи будут готовить бакалавров, то как будет расцениваться уровень образования – как среднее профессиональное или начальное высшее? Здесь нужны четкие формулировки, расшифровка терминов.

Наш колледж является структурным подразделением СГУ. Все студенты последнего курса обеспечены договорами с предприятиями города, где они проходят практику с дальнейшим трудоустройством. Конечно, человек сам будет решать – останется он работать на этом предприятии или уйдет. Но, по крайней мере, он имеет гарантированное рабочее место, и поэтому наши выпускники практически не стоят на бирже труда.


Татьяна Просина
2012-04-05


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007