Совместные действия правообладателей, отдела «К», прокуратуры и прочих правоохранительных структур приводят к тому, что все больше и больше предприятий и учреждений переходят на лицензионное ПО. И все бы хорошо, только есть одно «но»! Зачастую даже будучи уверены, что с вашей стороны все законно и правильно, вы можете попасть под прицел проверяющего и «заработать» не только штраф, но и уголовное дело.
Такое случается либо из-за некомпетентности человека, купившего и установившего программу, либо из-за неграмотности оперативника, пришедшего с проверкой. Как избежать неоднозначных ситуаций, обсудили на семинаре «Защита программного обеспечения», который прошел в Торгово-промышленной палате Саратовской области 6 февраля.
Мероприятие организовано по инициативе комитета по интеллектуальной собственности при региональной ТПП. Он создан совсем недавно, в октябре прошлого года, но уже разработал предложения по совершенствованию законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, которые переданы в департамент по законодательству Торгово-промышленной палаты РФ. Их рассмотрел и одобрил Экспертный совет по правовому регулированию и защите интеллектуальной собственности комитета Госдумы по экономическому развитию, предпринимательству и туризму.
Основными темами обсуждения на семинаре стали правовая и техническая защита программного обеспечения.
По данным исследований, уровень контрафакта в России на конец позапрошлого года составлял примерно 60% от общего количества программных продуктов. В последнее время использование «пиратской» продукции снизилось на четверть. То есть сейчас уровень контрафакта у нас такой же, как в Западной Европе (от 25 до 60%). Но в Европе нет такого массированного преследования «пиратов». Да и в России пристальное внимание контрафакту стали уделять лишь в последнее время. Почему?
Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и практики судебной экспертизы Саратовского юридического института МВД России Алексей Яковлев видит объяснение в том, что произошел планомерный захват рынка продукцией компании Microsoft. Стандартный пакет офисных программ – неотъемлемый элемент современной информационной жизни. И отмашка на погоню за «пиратами» была дана тогда, когда стало понятно, что конкурентов нет.
С 1992 года, когда в России стали появляться первые компьютеры, вступил в силу закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». С 1 января 2008 года он отменен, так как начала действовать IV часть Гражданского кодекса, в которую включены основные положения этого закона. Он, по мнению экспертов, был хорошим, но, к сожалению, не исполнялся. А все потому, что его никто не читал – ни пользователи, ни проверяющие. Из-за этого возникали ошибки, накладки, досадные ситуации. К сожалению, несмотря на ужесточение контроля за использованием «пиратской» продукции, типичные ошибки проверяющих и пользователей остались прежними.
Например, купив лицензионную программу, молодой системный администратор устанавливает её на компьютер, а затем копирует исходные данные (дистрибутивы) на жесткий диск, CD или DVD, создает образ диска. На выходе он имеет в наличии четыре экземпляра программы. Эксперт подчеркнул, что с точки зрения законодательства это неправильно. Ведь ПО – не только программа, установленная на компьютере, но и дистрибутивы, образ диска, резервная копия. Проверке понятно, что это, к примеру, MS-Office, умноженный на четыре. И эти новые копии – уже нарушение законодательства.
Однако есть ситуации, когда неправы и проверяющие. В Федеральном законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» было прописано, что пользователь имеет право сделать одну (!) резервную копию программы. На всякий случай (основной диск может потеряться, сломаться). Более того, если оригинальный диск с программой действительно был поврежден, то пользователь вправе снять резервную копию c уже сделанной копии программы. И это не будет нарушением законодательства. Однако многие проверяющие, «натасканные» на внешние признаки контрафактности – плохую полиграфию, отсутствие голограммы, болванку с надписью, сделанной маркером, расценивают подобную копию как контрафакт. И это тоже ошибка. Поскольку происходит подмена понятий – защита ПО и защита носителя с ПО.
Как отмечает Алексей Яковлев, больной вопрос – обеспечение программным оборудованием школ. Поставить лицензионные продукты на все школьные компьютеры стоит очень дорого. Зачастую сами продавцы могут подвести директора под монастырь, предлагая купить программный продукт по льготной цене, хотя в лицензионном соглашении сказано, что он под нее не подпадает. В таких случаях, заверяет эксперт, следует настаивать на продаже программы по цене, указанной фирмой-производителем. Так как впоследствии подобная экономия может привести к гораздо большим затратам – деньги, время, здоровье. В такое положение могут попасть не только школы.
А бывают ситуации, когда некоторые фирмы предлагают школам такую услугу – в вечерние часы на школьных компьютерах сотрудники предприятия будут проводить платные занятия с сотрудниками фирмы. С точки зрения проверяющих, это использование программ в коммерческих целях, следовательно, другая стоимость лицензии и в конце концов нарушение соглашения. Причем ответственность ляжет на руководителя учебного заведения, а фирма выйдет сухой из воды.
По большому счету, как подчеркнул Алексей Яковлев, подобные проблемы возникают от незнания законодательства и нежелания пользователей читать лицензионное соглашение, в котором многие спорные моменты прописаны.
В борьбе с контрафактом есть ещё один принципиальный вопрос – об использовании программы, позволяющей игнорировать обязательный ключ аппаратной защиты ПО. Например, для «1С: Бухгалтерия» в свое время разработали так называемую «саблю» (программа sable). Как раз она и позволит работать с программой, если ключ аппаратной защиты утерян.
Алексей Яковлев приводит такую аналогию – если вы потеряли ключ от своего автомобиля, он не перестал быть вашим только потому, что вы не можете его открыть. То есть с этической точки зрения, использовать подобные программы не в ущерб правообладателю можно. Ведь обнаружить неправомерно установленные и используемые копии программного продукта может грамотный эксперт компьютерной экспертизы. Но правообладатель, конечно, категорически против использования таких программ.
По словам второго ведущего семинара, генерального директора ООО «Национальный центр по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий», старшего преподавателя кафедры теоретических основ компьютерной безопасности и криптографии Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Игоря Юрина, не только платные программы могут стать причиной проверки. У бесплатных и условно-бесплатных программ тоже есть некоторые особенности использования. Нарушение лицензионного соглашения в некоторых случаях также может привести к уголовной ответственности.
Например, так называемые «шароварные» программы (shareware) пользователь может устанавливать бесплатно на определенный срок (скажем, 30 дней). По истечении этого времени программа перестает работать. Для того чтобы она работала и дальше, пользователь должен всего лишь заплатить небольшую сумму денег. Хитрые лазейки переустановки таких программ существуют, но это уже будет нарушением авторского права. К тому же все они выявляются при помощи компьютерной экспертизы. Или программы adware – работают бесплатно, но при работе всплывающие окна транслируют рекламу или баннеры из Интернета. Избавиться от подобного неудобства можно двумя способами – заплатить деньги автору или применить вредоносную программу взлома, говоря проще «крэк». В первом случае пользователь получает удобство и комфорт, во втором происходит нарушение авторских прав, начинаются проверки, штрафы, заводится уголовное дело. И если пока оперативники и следователи занимаются проверкой платного ПО, то в ближайшем будущем, как считают эксперты, они обратят внимание и на бесплатный софт.
Полина ПШЕНИЧНАЯ
Комментарии
Алексей ЯКОВЛЕВ, кандидат юридических наук, эксперт Национального информационно-аналитического центра по мониторингу приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в области информационно-телекоммуникационных систем при Федеральном агентстве по науке и инновациям, доцент кафедры теории и практики судебной экспертизы Саратовского юридического института МВД России:
– Помните фильм «День сурка»? В борьбе с «пиратским» ПО мы находимся в похожей ситуации. Почему это происходит? Средний стаж работы следователя в правоохранительных органах три-пять лет, а обучение они проходят раз в пять лет. То есть только что обученные оперативники, следователи, эксперты уходят. А на их место приходят молодые и «дикие». Ощущение, что мы работаем вхолостую. Поэтому наряду с правоохранительными органами основам законодательства в области защиты интеллектуальной собственности надо обучать и бизнес. Более того, бизнес должен сам создавать для себя комфортный ареал существования. Без знания нормативной базы это невозможно.
Игорь ЮРИН, генеральный директор ООО «Национальный центр по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий», старший преподаватель кафедры теоретических основ компьютерной безопасности и крипто-графии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского:
– У этого семинара очень много целей. Ведь именно сейчас этот вопрос стал настолько актуальным. В сфере контроля интеллектуальной собственности начали закручивать гайки. Причем нередко нарушают законодательство не только пользователи, но и сами проверяющие, и каждый считает себя правым. Все это происходит от элементарной правовой безграмотности.
Ведь даже за использование бесплатных программ, если оно происходит с нарушениями, можно схлопотать по 272 и 273 статье УК РФ.
Сергей МАРАЕВ, ведущий программист ЗАО «Геофизмаш»:
– Плюсом семинара является то, что его ведут практикующие специалисты. Здесь разбираются наболевшие вопросы. Могу сказать, что на семинаре я получил очень много полезной информации.
Антон СЫПКОВ, системный администратор ЗАО «ИнформБУТЭК»:
– Проблема, заявленная в теме семинара, необычайно актуальна. В нашей стране борьба с контрафактом находится ещё в самом начале. Компетентность контролирующих органов оставляет желать лучшего, как признали участники семинара. И подобные семинары – идеальное решение проблемы, поскольку здесь можно узнать необходимые для себя вещи – как решается проблема с обеспечением безопасности ПО, что относится к нелицензионным продуктам и контрафакту, что можно копировать, с чего копии снимать нельзя.
Я считаю, данная конференция – лучший способ решения проблем с контрафактным ПО, особенно в рамках конференции и неформальных встреч. Выводы, полученные представителями компаний, помогут скорректировать взгляды бизнеса на решение данной проблемы и принять соответствующие меры подготовки документов и приведения своих лицензий в порядок.