Выставки современного изобразительного искусства в холле Радищевского музея на Первомайской уже стали традиционными. В эти дни завершает свою работу выставка Андрея Мельникова – одного из первых неопримитивистов в Саратове. Его картины сразу располагают к общению – художник приглашает своего зрителя в путешествие: по воде и на суше, вместе с ангелами, меланхоличными рыбами и зверушками с человеческими глазами.
- Андрей, вы помните ваше первое соприкосновение с искусством?
- В школе, на первом уроке рисования. Нам задали тему рисунка «кем ты хочешь быть», - и я нарисовал себя художником. Причём сам удивился, почему так получилось, этому не было тогда объяснения. Но вообще-то мне нравилось не только рисовать. В конце 70-х- начале 80-х мы занимались в самых разных кружках, я увлекался физикой, химией и параллельно учился в художественной школе. А потом решил поступать в Саратовское художественное училище – в родном Волгограде такого просто не было. И поступил!
- До сих пор рассказывают, как вы взбудоражили преподавателей, увлёкшись сезаннизмом.
- Учился я много и с удовольствием. Другое дело, что нас воспитывали в русле соцреализма, и на каком-то этапе мне это перестало быть интересным. На третьем курсе попытался переосмыслить полученные в училище знания и начал экспериментировать с цветом. На третьем-четвёртом курсах мы были во многом предоставлены сами себе, и я задумал дипломную работу в стиле «Купальщиц» Сезанна. Мероприятие было на грани фола, диплом из идеологических соображений могли закрыть в любой момент, а меня выгнать из училища. Наверное, на руку сыграло время – в 1991-м всех беспокоили более важные вопросы, чем судьба студентов. Я получил за диплом высокую оценку – это казалось мне победой, но на самом деле всё только начиналось.
- Вы имеете в виду поиски творческого «я» или борьбу за выживание?
- И то, и другое, причем иногда возникало желание бросить всё. Для художника вообще непросто адаптироваться к прозе жизни, ведь ни в одном училище или вузе не учат этому. Я хотел развиваться, но зарабатывать на хлеб приходилось неквалифицированным трудом. В то время такая работа, как сборка мебели, казалось настоящей удачей. В 1993-м устроился на студию «Саратовтелефильм», где была маленькая, но официальная зарплата. Работал вместе с режиссёром Юрием Заболотневым над «Картинками по старинке», «Жизнью серого медведя» и «Сказкой про кругленьких и длиненьких человечков». А дома писал картины.
- Какова судьба ваших первых работ?
- В период учёбы я участвовал в групповых выставок в Радищевском музее, Дворцах культуры и других местах. Конечно, мне и дальше хотелось выставляться и продавать свои работы. Были попытки реализовать картины в Москве и в Петербурге, но я быстро понял, что это никому не нужно. В 90-е годы в столичных галереях был бум на «диссидентов» и «соцреалистов», а творческие искания молодого художника не были интересны меняющейся России. В 1995 году мне посчастливилось провести персональную выставку в Радищевском музее, но и она не помогла понять, что делать дальше. Начинался период религиозных исканий, стремлений соединить в себе искусство и веру в Бога. Знакомые считали, что обретя веру, для искусства я навсегда потерян.
- А вы хотели вернуться в искусство?
- Я хотел, чтобы в моей душе не было противоречий. Как искусство, так и вера требуют посвящения. Как найти баланс? Это не просто. Мне потребовалось время, чтобы разобраться с этим. По большому счёту я вернулся к живописи в 2006-м, почти десять лет ушло на переосмысление действительности.
- Но ведь эти годы не выпали из жизни, чем приходилось заниматься?
- До 2000-го года работал на «Саратовтелефильме» в анимации. Воспитывал детей, принимал участие в семейных выставках и фестивалях художественного творчества, осваивал компьютерные дизайнерские программы. В 2005-м году пришёл в кинокомпанию «Аквариусфильм» художником-аниматором. В 2006-м здесь создавались мультфильмы «Дорожные жалобы», «Небесные качели», в этом же году попробовал себя в качестве автора сценария, режиссёра и художника-постановщика одновременно.
- Расскажите об этом подробнее.
- Это анимационный фильм «Страсти по Шагалу», посвящённый моему любимому художнику. Сценарий написан на основе книги воспоминаний Марка Шагала «Моя жизнь», а финансированию фильма помог выигранный «Аквариусом» конкурс. Над мультфильмом работала целая команда – великолепные аниматоры, аранжировщики и музыканты, в их числе Алексей Живайкин из «Кристалл-Балалайки». «Страсти по Шагалу» был отмечен различными кинопремиями, вошёл в семёрку лучших фильмов 2007 года. Приятно вспомнить, что на вручении одной из премий я стоял рядом со Станиславом Говорухиным, получавшим приз за фильм «Пассажирка». До сих пор для меня загадка, почему государство не заботится о продвижении отечественных мультфильмов, даже признанных на кинофорумах и фестивалях.
- Поэтому вы больше не занимаетесь анимацией?
- Во-первых, студии «Аквариус» больше не существует, а во-вторых, это очень трудоёмкий процесс. В мультипликации мне удалось выразить многие художественные идеи, и сейчас меня больше волнует живопись. В 2006 году я участвовал в выставке в Гамбурге, и меня поразило, что почти в каждом доме, каждом офисе я видел живые произведения искусства. И понял, что через какое-то время это придёт и к нам.
- У вас есть свой взгляд на картину в интерьере?
- В отличие от безжизненного постера картина несет в себе сильный энергетический заряд. Это уже поняли и ощутили на себе люди, у которых дома есть картины. Все чаще дополнением интерьера становятся произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. При стремлении заказчика оформить помещение по всем канонам дизайна, произведение может создаваться на заказ, причем интерьер выступает как обрамление картины.
- Но не каждый художник готов работать на заказ – кто-то отказывается из принципа или собственной лени.
- Каждый заказ нужно проживать творчески и относиться к нему профессионально. Года три назад я увлёкся рекламным дизайном - начинал с визиток, простых макетов. Не чувствуя себя профессионалом, предлагал свои услуги бесплатно – своим друзьям, знакомым. Только наработав определённый опыт, я получил право рассчитывать на материальное вознаграждение. Также и с фотографией – фотографировал свадьбы для друзей, а после того, как мои работы увидели и оценили, появились заказы на съёмку. Вообще, дизайнерские заказы позволяют мне ощущать свободу в творчестве.
- Какие задачи вы сегодня перед собой ставите?
- Художник не может стоять на месте, ему свойственно находиться в поиске нового. Сегодня я стараюсь уходить от неопримитивизма, от ярких сочетаний цвета к сдержанному колориту. Мне интересно экспериментировать со сложными и разнообразными фактурами, и это лишь часть главной задачи в создании образов-символов, образов-знаков. В моей живописи вы найдёте и философа – в образе петуха, и центуриона – краба, и колесо жизни – ракушку.
- Вы чувствуете отдачу от выставок?
- До 2006-го года у меня их вообще было мало, позднее – раз в году. Благодаря поддержке жены Ирины – она тоже художница, в 2011-м у нас прошло пять совместных выставок «Семейная мастерская», в том числе в ПАГСе и Саратовской областной думе. Конечно, персональная выставка в Радищевском музее для художника всегда значима. Здесь мне посчастливилось встретиться со своим зрителем, что в обычной жизни происходит не часто.