Поиск:


Амбары и овины
На сегодняшний день услуги по хранению зерна и подсолнечника в области оказывают пордяка 50 предприятий системы хлебопродуктов. Емкость элеваторов и хлебоприемных предприятий региона - 3,2 млн тонн, из них 324 тыс.тонн осенью прошлого года были заняты государственным зерном интервенционного фонда области. Остальное, хотя и не под завязку, заняло зерно урожая зерновых 2011 года и семена подсолнечника.

Надо сказать, что вопрос заполнения емкостей для почти полусотни «банок», как в обиходе называют элеваторы, - основополагающий. Большинство банок были построены при советской власти и рассчитаны на совершенно иную экономику, при которой за государственный счет эшелоны с зерном перемещались из одного конца страны в другой. Зато сегодня игрокам рынка хорошо известно, что оптимальное транспортное плечо от поля до зернохранилища составляет порядка 50 км. Такое условие соблюдается далеко не везде, но, даже имея элеватор неподалеку, сельские хозяева обращаются туда не всегда.

Многие уже построили собственные мини-хранилища, а кто-то продал урожай с колес и засыпать ему практически нечего.

По-прежнему сильным остается и недоверие к сервисным компаниям, зародившееся у селянина в лихие девяностые. Тогда элеваторы попали в зону криминальной приватизации, а в 1998-м, в год засухи и дефолта, директора ряда элеваторов продали чужое зерно, оставив собственникам пустые закрома. Да и без всякого кризиса обвесы и занижение класса сдаваемого на хранение продукта, воровство и нарушение условий хранения были в порядке вещей. Сильно портила атмосферу деятельность РПК «Зерно Поволжья»: видя творившийся беспредел, хозяева прочих «банок» тоже чувствовали себя неуязвимыми.

Наверно, две трети областных представителей этого бизнеса прошли через банкротство, причем очищенные от долгов активы нередко возвращались прежним хозяевам. А наиболее привлекательные получали новых собственников, которые покупали элеваторы через всевозможные многоходовые схемы либо используя административный ресурс. Так, ГК «Букет» стала владельцем единственного крупного водного элеватора – «Балаковский терминал», а ООО «Астарта» удалось приобрести четыре элеватора емкостью свыше 200 тыс. тонн единовременного хранения.

Сегодня наиболее удачливыми среди собратьев выглядят хранилища, вошедшие в состав крупных холдингов.

Как правило, это наиболее ликвидные мощности с хорошей логистикой и транспортной инфраструктурой. Их владельцы их располагают серьезными средствами для модернизации предприятий и такими запасами зерна и подсолнечника, для хранения которых дешевле купить элеватор, чем оплачивать чьи-то услуги.

Хотя даже в судьбе счастливчиков возможны повороты. Например, в 2004 году в собственность группы компаний «Держава» (Нижегородская область) перешел Романовский комбинат хлебопродуктов. При новом владельце на Романовском КХП произошла такая кардинальная модернизация, что предприятие стали называть среди коллег «элеватором Кириенко». Но во время недавнего кризиса ГК «Держава» не сумела выполнить обязательства по собственным облигациям в размере 441,5 млн. руб. Поручителем по облигациям на сумму 6,9 млн. рублей выступал в числе прочих членов ГК и Романовский КХП. В 2011 году эта ситуация закончилась банкротством и самой «Державы», и поручителей - так за копеечную, в общем-то, сумму «элеватор Кириенко» угодил в процедуру.

Переход предприятий в новые руки происходит и в наше время. Например, когда-то ОАО «Краснокутский элеватор» и его основной владелец Ашот Навасардян находились в областной базе неблагонадежных заемщиков. Это произошло после того, как предприятие, взявшее у Сбербанка кредит на 20 млн. рублей, по-тихому нырнуло в банкротство. Тогда имущество банкрота купило ООО «Первая зерновая компания» (Москва), и предприятие теперь называется ООО «Краснокутский элеватор», участвует в интервенциях, что говорит о его благонадежности. Или, например, в 2010 году госпакеты (25% акций) Пугачевского элеватора и Балашовского комбикормового завода перешли в собственность государственной «Объединенной зерновой компании». ОЗК традиционно дирижирует госинтервенцией, и появление компании в списке владельцев может обещать гарантированную засыпку госзерна на хранение.

Еще один вариант благополучной жизни - выход регионального игрока на всероссийский рынок. Это произошло еще в начале 2000-х с элеватором, построенным на средства международной организации TASIS, в рамках поддержки фермерского кооператива «Союз» (Краснокутский район). Элеватор, который был тогда вершиной современных технологий, обслуживал фермеров этого района, а они получали возможность торговать своим зерном с санкт-петербургской товарной биржей. Вопрос порядочности был вопросом выживания, поэтому ни о каких обмерах и обвесах речь даже не шла. В момент, когда вывоз зерна был вопросом политическим, потому что в те годы границы области то и дело перекрывались, провинциальные фермеры спокойно торговали и ни перед кем не ломали шапку. Это приводило чиновников в бешенство, на краснокутцев валом валили всевозможные проверки. На сегодняшний день гонимые когда-то фермеры сделали большие карьеры, а элеватор по-прежнему работает.

Самостоятельные хранилища многие годы старались выжить за счет собственного производства.

- Советские элеваторы не рассчитаны на экономию энергоресурсов, кроме того, рентабельными они становятся при засыпке емкостей от 30% и более. В противном случае элеватор просто сам себя съедает,
- рассказывает один из бывших директоров. – С другой стороны, если «банка» имеет выход на железную дорогу, собственные вагоны, да еще прессы для подсолнечника и комбикормовое производство, она всегда себя прокормит.

Сегодня основной статьей дохода для элеваторов является погрузка/разгрузка клиентского зерна (до 350 рублей за тонну), а также сушка и подработка (50-60 рублей за тонну). Собственные крупорушки и прессы для масла ушли в прошлое, так как рынком давно завладели крупные производители.

Основная статья расхода - платежи за электричество и газ. Голубой мечтой всех «банок» является госинтервенция. В прошлой интервенции участвовали 30 элеваторов региона, для урожая 2011 года элеваторы области готовы были оказать услуги по хранению зерна интервенционного фонда в объеме 480 тыс. тонн обособленного хранения. Интервенция привлекательна, потому что дает возможность получить от государства гонорар за сбережение национального достояния, а также плату за сушку и подработку.

Кроме того, зерно нужно обновлять, а потому элеваторы получают собственный маневренный фонд и возможность продать зерно на пике цены, засыпав новое вскоре после урожая, когда оно дешевле всего.

Но меньше всего рисков у элеваторов, которые входят в производственный комплекс. Как известно, московская компания «МакПром» недавно запустила в Балашове фабрику по производству макарон из пшеницы твердых сортов. В состав производственного комплекса входит макаронная фабрика мощностью 27 тыс.т., мельница – 400т/сут, примельничый элеватор – 8 тыс.т.

К сожалению, тема обмана и недоверия в этом бизнесе по-прежнему актуальна. В конце 90-х весьма известным было АООТ «Хлебная база № 44» , вокруг которого кипели тогда нешуточные страсти. В начале нового века они закончились возвращением в руки государства 51% акций, неправомерно приватизированных несколькими годами ранее. Изымать их пришлось у нелегитимных владельцев, зарегистрированных в Чечне. В 2003 году уже в результате банкротства имущественный комплекс этого крупнейшего хлебоприемного предприятия был куплен московской компанией «МСК» за 40 миллионов рублей.

Надо сказать, что данная хлебная база (теперь называемая ООО «МСК») была построена в 30-ые годы прошлого столетия и рассчитана на 178 тыс. тонн единовременного хранения. Расположена она в Саратове и строилась специально под хранение зерна госрезерва. После потери репутации, связанной со скандальной продажей государственного зерна в конце 90-х, и банкротства база начала функционировать как склад, сдавала помещения в аренду и т.п. Новому владельцу она прибыли не приносила, но и убытков тоже.

Однако после очередной смены руководства базы, случившейся в 2009 году, у предприятия образовался солидный пул разочарованных клиентов, в котором были не только местные небольшие компании и трейдеры, но и уважаемые экспортеры, такие, как компания «Эфко-Дон» и российская «дочка» международной корпорации Olam International – Outspan Интернешнл. Одним «МСК» обещала выгодно продать зерно в рамках госинтервенции, другим – прикупить хороших зерновых, третьим – отправить их партию в любую точку земного шара. Было даже возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора, на данный момент ничем не кончившееся. Не введена процедура банкротства и на предприятии, которое в очередной раз уже сменило собственника. Чем все это закончится, неизвестно. Вполне возможно, громким скандалом со стороны потерявших терпение кредиторов.
Галина Васильева
2012-03-19


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007