Поиск:


Не детский час
Как бороться с турфирмами-однодневками, требуется ли разрешение директора школы на воскресную экскурсию и почему детей в поездах нельзя кормить быстрорастворимыми кашами – круглый стол по развитию туристического бизнеса, прошедший в региональной ТПП, получился бурным, но эклектичным.

Сложно сказать, что волновало аудиторию больше – проблемы демпинга или детского туризма. Эмоций и в том, и в другом случае было много.

- В нашей области действуют около 300 туристических агентств, - объясняла директор ООО «Покровск-тур» Татьяна Антипина. – Формировать собственный турпродукт они не имеют права – этим занимаются туроператоры, зато активно продают чужие путевки. Считается, что знаний для этого особых не нужно – посадил девочку за стол с компьютером и она возится в Интернете, подбирает варианты. Такие отделы уже чуть ли не в продуктовых магазинах появляются. Но нет никаких гарантий, что такое агентство не закроется через 3 месяца, а его директор не сбежит вместе с деньгами клиентов. Сколько раз мы сами с таким сталкивались, отправляя людей на юг: стоят «погорельцы» на перроне и плачут – путевка есть, а фирмы нет. Вот раньше было лицензирование, создававшее определенный барьер для однодневок. Почему его отменили? Нельзя ли вернуть его назад? Должен же быть хоть какой-то контроль за деятельностью турагентов.

Антипину поддержали и другие представители турбизнеса – если нет лицензирования, а сертификация – дело добровольное и дорогое, то нельзя ли хотя бы создать региональный реестр добросовестных турагентств.

- Это ничего не даст, - уверен председатель комитета по молодежной политике, охране культурного наследия и туризму области Степан Парфенов. – Во-первых, фирмы-однодневки точно также будут обращаться с просьбой занести их в реестр, во-вторых, на каких основаниях им можно будет отказывать? Если государство окончательно отказалось от лицензирования этой сферы, то просить вернуть его бессмысленно. Мне кажется, здесь бы подошел опыт саморегулируемых организаций – как у строителей, например, где участники рынка сами следят за чистотой своих рядов.

Однако это предложение присутствующим не приглянулось: контроль в СРО слишком мягкий, а русский человек привык к дубине. Кроме того, лицензия, как официальный документ с подписью министра, очень бы пригодилась в непростых ситуациях – например, многие директора школ до сих пор по старинке ее требуют и не верят в отмену. «Я не вижу тут особой проблемы – обращайтесь в орган по сертификации, он у нас работает при палате. Разработаем критерии для турагентств — и пожалуйста, приходите, сертифицируйте свою деятельность, а все реестры будем вывешивать на сайте палаты», - предложил вице-президент региональной ТПП Сергей Леонов.

Другой бурно обсуждавшейся темой стал демпинг. По статистике, лишь четверть россиян выезжает на отдых, остальные проводят отпуск на даче или у родственников. Соответственно, чем больше агентств, тем меньше клиентов приходится на каждого. По мнению турфирм со стажем, начинающие любят отчаянно демпинговать – и, как правило, прогорают. «Туризм – низкомаржинальный бизнес, - уверена директор ООО «Мир на ладони» Светлана Бобкова. – Агентства сидят на своих десяти процентах и если двигаются по просьбе клиентов на пять, то делают это из своей зарплаты. Бороться с демпингом трудно. Может, стоит привлечь к этой проблеме антимонопольные органы?»

Но обсуждение проблем детского туризма по накалу эмоций перехлестнуло и демпинг, и однодневки.

«Балашов лишен цирка, в нем нет тетра оперы, оперетты, крупных музеев. Казалось бы – вот он, Саратов, рядом, можно одним днем обернуться, но не тут-то было», - жаловались представительницы балашовских турфирм. Оказывается, что отправить группу детей в Саратов не так-то просто – директора школ начинают требовать какие-то совсем уж невообразимые документы вроде лицензий транспортников на перевозку детей (таких просто не существует). Негласно же говорят: лучше вам посидеть дома и никуда не ездить. А если поедите и сманите с собой классного руководителя, мы его уволим. «Мы понимаем, что суперосторожность связана с ноябрьской трагедией, когда балаковский автобус попал в аварию, но нельзя же теперь всю оставшуюся жизнь дуть на воду», - говорят предприниматели. - Давайте разработаем какие-то общие правила, устраивающие и органы образования, и детей с родителями, и бизнес».

- Правила такие существуют – но лишь для школьных поездок и экскурсий, проходящих в учебное время, - считает Евгений Денисов, начальник отдела коррекционного и дополнительного образования министерства образования области. – Поездки в выходные дни никак не регламентируются, и разрешения директора школы на них не требуется. Точно так же и любой учитель может поехать с группой детей в свое нерабочее время – но не как школьный работник, а как частное лицо. Мне кажется, все эти противоречия возникают потому, что родители хотят обезопасить себя и переложить ответственность за поездку на школу.

Нет, отвечали балашовцы, мы не хотим ни на кого ничего перекладывать, но все директора и работники управления образования как один уверяют, что автобус с детьми просто не выпустят из города.

- Может быть, стоит рассмотреть эту проблему прямо в Балашове? – предложил Сергей Леонов. – Там есть представительство палаты, соберем круглый стол и обсудим эту тему.
Что касается проблем детского туризма, то в конце февраля они очень подробно обсуждались в Москве, в ТПП РФ. Была создана рабочая группа, подготовившая двадцатистраничный документ с предложениями по совершенствованию нормативной базы. Мы разошлем его копию по электронной почте все участником сегодняшнего мероприятия, чтобы они смогли добавить туда свои замечания.


Существующие правила перевозки детей прокомментировал и представитель областного управления ГИБДД -- заместитель начальника отдела ДПС, розыска и организации применения административного законодательства Андрей Филин. «В своей работе мы руководствуемся методическими рекомендациями, подписанными Геннадием Онищенко еще в 2006 году, - пояснил он. – Нам был направлен официальный документ с подписью, этой редакцией мы и пользуемся. Интересно, что текст рекомендаций, скачанных из Интернета, отличается от официально подписанных, а потому часто толкуется неверно. Чтобы не было разночтений, мы направим всем присутствующим копию нашего документа».

Что касается железнодорожных перевозок, то накладок здесь становится меньше, хотя некоторые неясные моменты все же остаются. Например, почему детей во время поездки надо непременно вести через весь состав в вагон ресторан, вместо того, чтобы покормить на месте продуктами быстрого приготовления, подходящими для детского питания. Или зачем каждой группе из 8-10 детей, едущих в одном составе, нужен свой отдельный врач. Представители ПЖД сослались на действующие нормативные документы, изданные все тем же Роспотрбнадзором и пояснили, что кардинальные подвижки не в их компетенции. Хотя пообещали в отдельных случаях идти навстречу турфирмам – например, разрешать обходиться одним врачом, если группы едут по одному маршруту и билеты у них взяты на один и тот же поезд. Также согласны железнодорожники пускать детские группы в VIP-зал ожидания на вокзале – только день и время надо согласовывать с ними заранее.
Марина Широкова
2012-03-19


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007