В конце февраля в Пекине прошел Азиатско-Тихоокеанский форум. В нем приняли участие президент региональной ТПП Максим Фатеев, заместитель председателя совета директоров ООО «Девон-Альянс» Дмитрий Караулов, президент холдинга «Метрополис» Павел Михеев и заместитель генерального директора ОАО «Завод металлоконструкций» Павел Рубахин.
В рамках деловой программы форума состоялись заседание комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции стран ШОС и СНГ, переговоры и встречи с представителями пекинского Центра международной торговли, посольства РФ в Китае, региональным представителем ТПП РФ в Восточной Азии, представителями Ассоциации таможенных брокеров России в Пекине, китайского бизнеса.
В ходе встреч и переговоров было подписано соглашение между московским Центром международной торговли и аналогичным центром в Пекине.
ЦМТ двух столиц условились о проведении регулярных консультаций и рабочих встреч для преодоления препятствий, сдерживающих расширение экономического сотрудничества между двумя странами.
Было также подписано соглашение с Центром электронной торговли министерства коммерции Китая. По мнению сторон, оно будет способствовать развитию электронной торговли. Китайские партнеры пообещали, что предложения российских компаний и их информация будут размещаться на одном из шести официальных сайтов министерства коммерции Китая. В свою очередь, российские предприниматели получат информацию о тех китайских предприятиях, которые интересуются российским рынком. При этом китайская сторона будет оказывать содействие в проверке компаний на благонадежность при совершении торговых сделок.
Кроме того, ведется работа по налаживанию логистических схем между российскими регионами и центром Китая с подключением к этим схемам системы оплаты взаиморасчетов в электронном виде.
Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области:
- Статистика показывает, что объем китайского импорта в прошлом году вырос на треть. Были опасения, что китайские товары могут пойти контрафактом под видом продукции, произведенной в Казахстане, но на территории области такого контрафакта, как отмечают таможенные брокеры, практически нет. Значительную долю импорта из Китая сейчас составляют оборудование и различные высокотехнологичные товары. И это хорошо – саратовским предприятиям необходимо в большей мере ориентироваться на производство импортозамещающей продукции.
К сожалению, несмотря на возникновение Таможенного союза говорить о массовых грузовых железнодорожных перевозках из Китая пока не приходится. Существует масса пробелов – таких, как отсутствие единой системы уплаты таможенных пошлин и налогов, а также применение льгот. Перенос таможенного контроля на внешние границы привел к тому, что процесс регулирования грузопотока несколько осложнился, и это отразилось на региональном бизнесе. Между тем, доставка товаров из Китая в Россию и Европу через Казахстан и, соответственно, саратовскую область, лежащую на пути, позволило бы снизить транспортную наценку на товары и сократить сроки доставки.
Если говорить о прямом сотрудничестве с Китаем, то для регионального бизнеса было бы интересно привлечение интеллектуальных ресурсов. В Китае сейчас стремительно развиваются новые технологии и прием на работу квалифицированных специалистов помог бы созданию в области инновационной экономики.
Павел Михеев, президент холдинга «Метрополис»:
- Как страховщика меня, в первую очередь, интересовал китайский страховой бизнес. Конкретно – автострахование, имеющее в Китае много специфических особенностей. Начнем с того, что количество страховых компаний там меньше раз в пять, при этом велика доля государственных организаций. Если сравнивать тарифы с нашим КАСКО, то они ниже в разы, хотя машин больше даже не на порядок, а на два. В последнее время государство вынуждено принудительно ограничивать поток автотранспорта на дорогах – например, в четные дни имеют право ездить машины, чей номерной знак оканчивается на четную цифру, по нечетным – соответственно, на нечетную. Сами знаки разыгрываются в лотерею, покрывающую потребность в знаках лишь на 10 процентов. Наверное, из-за того, что номер так сложно получить, китайские водители ездят достаточно аккуратно, ведь за серьезные нарушения правил он сразу же отбирается.
Страховой рынок открыт для иностранных компаний, но из российских там е присутствует лишь Ингосстрах, занимающийся, в основном, перестраховкой. Пообщаться с китайскими коллегами было, безусловно, интересно, но их опыт, на мой взгляд, мало подходит для России. В отличие от американской системы страхования, которую можно брать – и сразу же реализовывать.
Дмитрий Караулов, зампредседателя совета директоров ООО «Девон-Альянс»:
- Встреча с китайскими коллегами-логистами получилась плодотворной. Мы ездили в порт Тяньцзин, расположенный в 170 километрах от Пекина. Это четвертый порт по грузообороту в стране, размах его впечатляет. Вопрос, который обсуждался на встрече – составление транспортной цепочки по доставке товаров из различных точек мира в этот порт, а затем, по железной дороге, в Россию. Сейчас грузы из Китая сухопутным путем идут в основном через Забайкальск. Конечно, Саратову, как приграничной с Казахстаном области, был бы интересен вариант с транзитом через Урумчи, но тут есть свои нюансы. По железнодорожной ветке Кахастан-Урумчи в Китай ввозится много цистерн с нефтепродуктами. Учитывая, что для страны это стратегически важный продукт, военные часто перекрывают ветку, отдавая приоритет нефтяным эшелонам. Все это может сказаться на сроках доставки обычных товаров. Сейчас китайские партнеры просчитывают стоимость различных вариантов, в ближайшее время мы получим эти расчеты и продолжим обсуждение уже более детально.