Прошлогоднее IPO «Яндекса» достойно книги рекордов Гиннеса. Показав $11 млрд. капитализации и принеся $1,43 млрд. привлеченных средств оно стало крупнейшим в мире в высокотехнологичном секторе в 2011 году. А генеральный директор компании Аркадий Волож, владеющий 19,7 % акций в одночасье стал новым российским миллиардером.
Сегодня «Яндекс» это не только самая популярная поисковая система Рунета – на ее долю приходится свыше 60 процентов запросов, но и более 30 различных сервисов. Самыми популярными являются Яндекс.Картинки, Яндекс.Почта, Яндекс.Карты, Яндекс.Новости, Яндекс.Погода и другие.
В 2010 году компания запустила англоязычную версию своей поисковой системы на домене yandex.com, и, таким образом, вышла на международный уровень. Был открыл портал для Беларуси и поиск на татарском, запущен региональный поиск для Украины, запущена программа работы со стартапами. Осенью 2011 года «Яндекс» вышел на поисковый рынок Турции — запустил соответствующий портал и открыл офис в Стамбуле.
Практически все доходы компании – 98%, это доходы от рекламы. Преимущественно, контекстной. Руководство компании с оптимизмом смотрит в будущее: рынок интернет-рекламы сейчас растет в России примерно на 40% в год.
Елена Колмановская, главный редактор и директор по маркетингу «Яндекса», о временах, когда «Яндекс» только начинался, и о сегодняшнем дне компании:
– Историю «Яндекса» уместно начать со школьной скамьи. Аркадий Волож и Илья Сегалович сидели за одной партой в алма-атинской физматшколе. Оба поступили в московские вузы, и в 1986 году, благополучно их закончив, серьезно занялись программированием. В 1989-м Воложем и американцем Робертом Стабблбайном была создана компания CompTek, на базе которой впоследствии и появился Яндекс.
Идея морфологического поиска возникла где-то в 90-х. Тогда, конечно, невозможно было представить, что это станет важнейшим сервисом в ещё не существовавшем интернете.
Разработчики взяли за основу обратный словарь Зализняка, связались c выдающимся лингвистом Апресяном; было очень интересно в этом разобраться, а потом запрограммировать.
В 1996-ом, когда я пришла в компанию, было уже более или менее понятно, что такое поиск, были какие-то продукты на дискетах – текст и поиск по нему. И было ясно, что это ещё не бизнес. Раз в неделю кто-то к нам приходил, покупал программу за сколько-то долларов. А технологии интересно развивать. Илюша и ребята стали думать, куда бы их применить, и сделали поиск по сайту.
Был и второй продукт. Тогда существовала ровно одна поисковая машина, которая хоть как-то понимала кириллицу, и звали ее AltaVista. Она понимала кириллицу неважно: не различала кодировки, в коротких словах путала русский с японским, потому что она понимала не язык, а кодовую последовательность. И все кириллические языки – болгарский, украинский, русский – она вообще не отличала. Но что-то она понимала, и это было потрясающе. А мы к ней доделали морфологический поиск, которого у неё не было. Так получился словарный сервер Яндекс.Dict
В 1997 году мы сделали страничку www.yandex.ru. После программы для индексации сайта мы решили проиндексировать весь интернет. Написали робота. В то время объем всего русского Интернета составлял 5-7 Гб, причем половина его была не в домене .ru.. Мы поиск в интернете сделали как демонстрацию: вот, берём тексты про что угодно и прямо по ним ищем. Мы тогда не знали, что это и бизнес, и интересная задача на всю жизнь.
К 2000 году, когда «Яндекс» стал самостоятельной компанией, другие поисковики уже вовсю давали контекстную рекламу. Это придумали не мы, а компания Infoseek году в 1994. Вскоре после запуска поиска стали приходить желающие купить рекламу на www.yandex.ru, мы подумали и решили, что на поиск не стоит вешать рекламу, которая мешает действию. Идея контекстной рекламы нам понравилась гораздо больше, чем просто какие-то красивые картинки, баннерные сети и прочее. Поэтому на первой странице мы сделали место под медийную рекламу, а в поисковой выдаче мы сделали контекстную. Тогда она ещё была не текстовая, как сейчас в Яндекс.Директе, а баннерная. Но эти баннеры были связаны с запросами. Стали рекламу размещать и даже за неё получать какие-то деньги, и постепенно переходили от картинок к тексту, и от размещения по показам к размещению по кликам, да ещё и по аукционному принципу – то есть цену устанавливаем не мы, а рыночная конкуренция.
Интернет очень быстро рос. Работала положительная обратная связь: есть контент – есть смысл становиться пользователем, есть пользователь – есть, ради кого делать контент. Мы увидели, что число страниц, которые мы индексируем, начало расти экспоненциально. Потому что от нуля легко расти экспоненциально.
Примерно в то же время к нам пришел Юрий Мильнер, который сейчас хозяин Mail.ru и многих других проектов. Мы с ними сделали аукцион, который назвали molotok.ru, и narod.ru – бесплатный хостинг сайтов. В процессе работы у нас разошлись представления о том, как устроена жизнь, и мы развелись по взаимной любви и согласию.
Идеал для Mail.ru – когда человек к ним зашел и не вышел вообще. Тут и почта, и друзья. Если весь остальной интернет завтра исчезнет, Mail.ru с удовольствием займет его место. У нас все наоборот.
Если сайты исчезнут, нам нечего будет искать. И мы не стараемся удержать пользователя у нас на сайте, ведь в поиске, чем быстрее пользователь от нас ушел, тем лучше мы сработали, он быстро нашел ответ. И, скорее всего, он придет к нам со следующим вопросом. Мы в этом смысле не претендуем на то, что мы – дом пользователя, место, где он всегда живет. Мы, скорее, портал в классическом смысле слова – вход. Мы сервис, как водопровод или канализация. И с точки зрения бизнеса оказывается, что это работает. Наш оборот больше, чем у каких-либо других порталов в России.
у нас больше 80% монетизации – контекстная реклама. Человек к нам приходит за ответом, и контекстная реклама является одним из его вариантов. Эта схема замечательно работает. Потому что когда я хочу купить велосипед,– а таких запросов много,– я с удовольствием узнаю, что вот в этом магазине есть скидка на велосипеды.
Мы хотим, чтобы человек нашел. Если не нашел у нас, то пойди и найди в другом месте – именно для этого мы и поставили ссылки на другие поисковики. У человека должны быть варианты, потому что глупо делать вид, что их нет. Нельзя скрыть существования других поисковых машин, и не надо, пользователь имеет право выбора.
Поиск – это пожизненная задача. Даже если бы мы были единственным поиском в природе, качественный поиск – это непрекращающаяся работа. Все время увеличивается объем информации, у людей, соответственно, изменяется ощущение, что такое хороший поиск. Например, в прошлом году мы сделали региональную релевантность. Потому что человек, который ищет пиццу в Ростове и пиццу в Москве, хотел бы видеть разные результаты поиска. А на уровне страны запрос из Львова «закон о рекламе» должен показывать украинский закон, а не российский, например.