Одним из победителей конкурса «Волжский Муркурий-2011» стала балаковская предпринимательница Ирина Петелько. Всю жизнь проработавшая в системе образования, она в один прекрасный день оказалась вне этой системы. И нашла себя в совершенно другой сфере – издательском бизнесе.
Что интересно, не в большом городе, где издавать глянцевые журналы совершенно естественно, а в маленьком провинциальном Балаково. Журнал с броским названием «Витрина» вывел на другой уровень взаимоотношения людей и вещей: теперь не только покупатели смотрят на товар, но и товары живут своей жизнью.
Впрочем, направлений работы у Ирины Петелько изначально было много. Первым опытом было издание справочника «Куда пойти учиться в Балаково». Человеку, вращающемуся в сфере образования, легко было получить и первых клиентов, и первую информацию. С другой стороны, решиться на этот шаг было не так просто. «Учитель со стажем, я никогда продажами не занималась. Многие смеялись: зачем такой справочник нужен, если и так все и все знают», - рассказывает Ирина Анатольевна.
Тем не менее на справочник до сих пор есть устойчивый спрос, и он – расширенный и дополненный, переиздается каждый год. На очереди были справочники по здравоохранению и целой куче других направлений. «Но в один прекрасный день я поняла, что гораздо удобнее выпускать единый справочный журнал», - вспоминает Петелько. Прообразом его стало саратовское издание «Городская справка». При журнале была создана справочная служба – кстати, и поныне единственная в Балаково.
Хотя и новое издание не удовлетворяло всем запросам начинающей бизнес-вуман. «Да, очень информативно, но журнал не нес никакого эстетического начала. Все очень прагматично, малоэмоционально, никакой красоты, - говорит она.
Пришел черед цветной вкладки «Балаково-Ревю», в которой журналисты освещали культурные события города.
– Как раз в то время в России появлялся первый глянец и родилась мысль сделать красивый журнальчик для активных покупателей, - рассказывает Ирина Анатольевна, - Тем более, что для федеральных сетевых изданий наш город был не интересен – слишком маленький.
Первое время журнал так и назывался – «Практичный журнал для активных покупателей», но затем сменилось и название – он стал «Витриной», и концепция. Не только люди смотрят на товар, но и товары как-то привлекают людей, живут своей жизнью. И витрина – это та граница, где встречаются люди и вещи, спрос и предложение.
Имея опыт маркетинговых исследований, Ирина Петелько изучила практически все журналы Саратова, Самары и окрестных регионов. В основу балаковского лег журнал «Нужные вещи» с его идеей busness-to-busness. «Меня иногда обвиняют в плагиате, но изучение рынка – логичный шаг начинающего бизнесмена. И не могу сказать, что мы полностью взяли какой-то журнал за основу. Скорее всего, понемногу ото всех»,- отмечает владелица.
Уже по ходу дела придумывали рубрики, темы.
– Иногда кажется, что вот эта идея должна выстрелить, но она не идет. А иногда наоборот. У нас нет интерактива как на телевидении, но после каждого номера люди, знакомые, друзья звонят, делятся впечатлениями. Например, мы делали конкурс фотографий различных витрин. Думали, фотографии посыпятся, но нет. Не пошла, например и идея с дисконтной картой «Витрины» - люди у нас еще пока к ним не приучены. Хотя мы наверняка к этой идее вернемся, - говорит Ирина Анатольевна.
О целевой аудитории журнала издатель говорит с осторожностью, Ирине хотелось бы, чтобы ею была группа «активных потребителей» от 20 до 40 лет, у которой уже есть дети и машины, которая может позволить себе ужин в кафе, ездтт отдыхать. В общем, активно живущие, состоявшиеся, состоятельные люди. Но, по сути, получается, что у журнала нет верхней границы и читают его все – и молодежь, и люди более старшего возраста.
Кстати, принципиальная позиция издания – ни слова о политике. «У нас нет негатива, критики, а в политике я просто ничего не понимаю – моя карьера в этой сфере закончилась с членством в ВЛКСМ, - замечает предпринимательница.
При этом Ирина Петелько – сама активный пользователь - не боится конкуренции Интернет-изданий, имеющих примерно ту же целевую аудиторию.
– Я сама фанат Интернета. Он мой лучший друг. Но Интернет – это как городская справка. Когда-то с появлением ТВ говорили, что умрет театр. Он не умер. С журналами то же самое. Пока есть люди, для которых важны тактильные ощущения, яркие образы – журналы не уйдут. Кроме того, это долгоиграющая информация. На ТВ, билборде вы лишь мельком узнаете о новом ресторане. В журнале можно посмотреть – и не раз – какая там еда, интерьер и так далее. Хотя о будущем говорить сложно. Не исключаю, что с уходом нашего поколения, появится другое, так называемый «человек кликающий». И это будут люди уже другой ментальности.
Не боится бизнесмен и off-linе конкуренции, хотя в городе работает 12 радиостанций и 4 телеканала. Но еще одного глянца в городе нет, хотя попытки предпринимаются постоянно. «Коллеги пытаются повторить идею городской справки, хотя, к сожалению, и на более низком уровне. Догнать нас вполне реально при наличии профессиональной команды, но такой я пока не видела, - говорит Петелько.
Разговор о команде не случаен, а в рамках такого небольшого города весьма актуален. – Больше половины рабочего времени Ирины уходит на решение поиск и доучивание сотрудников. «У нас очень трудно найти хорошего дизайнера. Своего первого я полгода переманивала из Москвы. Не хватает копирайтеров, журналистов, продажников, приходится каждого человека учить самостоятельно. Достаточно большая текучка кадров: люди творческие, им хочется расти, а возможности журнала и города ограничены», - отмечает издатель.
Отдельная тема – менеджеры по продажам. «Когда я даю объявление, выстраивается очередь. Но для меня важны не корочки или опыт работы, важен результат. Продуктивная работа невозможна, если клиенты не доверяют менеджеру, ведь мы по сути продаем не страницу в журнале, а решение проблем клиента. Для этого нужно его полюбить, выслушать, понять и постараться помочь. И этому, в отличие от техники продаж, научить не получится», - констатирует Ирина Петелько.
Рекламодатели журнала, как правило, клиенты из близлежащих Хвалынска и Вольска, хотя есть много и саратовских фирм, торгующих дорогими или эксклюзивными вещами – машинами, косметологическими услугами – им интересна аудитория журнала.
Журнал уже давно вышел из-под крыла своего создателя, и коллектив автономно справляется со своей работой. «Мои ребята могут работать полностью самостоятельно. Но я свою роль идейного вдохновителя и арбитра не бросаю. Я не могу писать, или выполнять работу дизайнера, но у меня хорошо выходит вселять в людей уверенность. Кроме того, я получаю огромное удовольствие от создания чего-то красивого, чего в нашей жизни часто не хватает», - говорит издатель.
Первые два года выхода журнал едва выходил в ноль, а иногда и в минусе оказывался. Ирина могла себе это позволить, подпитывая журнал за счет других направлений бизнеса. Сейчас журнал вышел на тот уровень, когда есть пусть небольшая, но прибыль. Журнал развивается: вырос тираж, в каждом номере – более 48 страниц. Планируется увеличить число страниц, изменить формат, обложку.
- Не меняться невозможно, когда глаз замыливается, работать уже не так интересно. Но я иногда себя чувствую как писательница, которую спрашивают: а что дальше будет с вашим героем? И могу ответить также как она: я пока не знаю. Хотя идеи, безусловно, есть, - заключает предпринимательница.