В ТПП РФ прошел круглый стол на тему «Арбитражная практика в лизинге». О том, как развивается лизинг в России и что мешает его активному использованию предпринимательским сообществом, рассказал руководитель аппарата подкомитета по лизингу палаты Евгений Царев.
- Основной тенденцией 2011 года стало резкое огосударствление лизингового сегмента, - подчеркивает Царев. – Доля четырех крупнейших лизинговых компаний – Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг, ВЭБ Лизинг, UNKR составляет 52% в общем объеме бизнеса. Если говорить о приросте, то 70% его обеспечил лизинг железнодорожного транспорта, который за последний год утроился и практически полностью был профинансирован государством. При этом 90% сделок по лизингу приходится на европейскую часть страны, за Уралом проходят единичные сделки.
Главным фактором, сдерживающим развитие лизинга в России, является отсутствие внятной политики государства в этой сфере, считает Евгений Царев. Лизинговые компании, созданные небанковскими учреждениями, испытывают сложности с финансированием проектов, а банки неохотно финансируют сторонние лизинговые компании. Поэтому не случайно многие устойчивые лизинговые компании, которые финансируются банками, вынуждены становиться их подразделениями.
Кроме того, одной из острейших проблем становится негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. Как отметил Евгений Царев, законодательство предусматривает бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество вплоть до последнего платежа. Однако на практике это право реализовать сложно. В случае несостоятельности лизингополучателя получить обратно переданное лизинговое имущество становится возможным через суд, причем процесс может затянуться на год и более.
Кроме того, суд почти всегда отказывает лизинговым компаниям в применении обеспечительных мер в отношении таких, как запрет на эксплуатацию имущества, передачу его на ответственное хранение.
Нередки случаи, когда лизинговое имущество укрывается или незаконно продается, при этом органы внутренних дел в большинстве случаев заявления от лизинговых компаний не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.
Остро стоит проблема судебных разбирательств по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. В связи с тем, что поставщики оборудования, передающегося в лизинг, не платят НДС, налоговые органы перекладывают ответственность по его уплате на лизинговые компании. И хотя подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, налоговые органы по-прежнему не меняют свою позицию.
Не первый год в основных направлениях налоговой политики России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге – права применения ускоренной амортизации лизингового имущества. Этот механизм был введен в связи с необходимостью обновления основных фондов предприятий.
Для малого и среднего бизнеса лизинг является единственным способом старта предпринимательской деятельности или обновления оборудования и техники, утверждает Евгений Царев.
Государство в случае отмены механизма ускоренной амортизации ничего не выиграет, а негативное воздействие на лизинг будет трудно оценить, так как это приведет к замедлению процесса модернизации во многих отраслях.