Поиск:


Своими руками
Все производители хэнд-мэйда рано или поздно сталкиваются с одной проблемой: заказы начинают превышать их собственные трудовые возможности. Что делать – привлекать к процессу кого-то еще? Но тогда это уже будут не совсем авторские вещи…

Мыльная опера

Декретный отпуск и бизнес – вещи, несовместимые только на первый взгляд. Медсестру Таню Полякову и юриста Женю Тезикову заняться мыловарением подвигло как раз таки появление детей – обеим хотелось мыть малышей гипоаллергенным мылом. Благо информации в Интернете о том, как приготовить его самому, предостаточно.

Вначале каждая экспериментировала в одиночку, а потом познакомились – тоже в Интернете, на форуме сайта baby.saratov. «Несколько месяцев у нас ушло на то, чтобы сравнить разные основы, эфирные масла и красители, выйти на непосредственных производителей – через саратовских посредников закупать это слишком дорого, отработать технику, - говорит Женя. – Но в любом случае мыло надо было куда-то девать».

Каналы продвижения в офф-лайне оригинальностью не отличались – сослуживцы мамы, работа мужа, друзья и знакомые. Гораздо больше заказчиков приносил Интернет с его форумом, на котором девчонки проводили мастер-классы по мыловарению.

«Одна из наших учениц в этом году даже до финала российского кубка мыловаров дошла», -- хвалится Женя. «А что сами не участвовали?» «Некогда…»

Сотрудничество у мастериц, скорее, финансовое («Проще закупать ингредиенты, оплачивать доставку»), чем творческое. Женя больше нацелена на бизнес, сайт у нее неплохо структурирован, а мыло четко разбито по разделам: спортивной, детской, новогодней тематики. Есть «вкусное мыло», выполненное в виде пирожных или апельсиновых долек, есть и с фото любимого боксера или морской свинки. К каждому дается подробное описание с составом, весом и ценой. «Делали мне сайт по бартеру, - делится она, -- и продвигали в поисковиках тоже. Зимой он у меня первой строчкой выскакивал, а сейчас вот чуть просел. Надо опять раскруткой заняться».

Танин сайт – это, скорее, форум, на котором она дает советы начинающим мыловарам, а заодно представляет свой другой попутный товар – валяные из шерсти банные шапочки, коврики и рукавицы. «Мне нравится пробовать, экспериментировать, делать что-то в штучных экземплярах», - говорит она. А идей у Тани много: например, мыло, запаянное в рукавицу – чтобы сразу и растереть, и помыться. Или с люфой – натуральной мочалкой, внутри кусочка.

Как и у любой сувенирной продукции, продажи авторского мыла четко подвержены сезонным всплескам. Пик приходится на праздники – Новый год, 1 сентября, 8 марта. «Крутимся так, что вздохнуть некогда, - признаются они. – А ведь у всех этих елочек –зайчиков-снежинок надо вручную детали прорисовать, в несколько этапов разноцветным мылом шарики или бантики залить. Часа полтора может на один кусок уйти». Хотя и другие дни пустыми не остаются – например, Женя освоила выпуск мыла в виде фигурки таксы (дома есть живая и горячо любимая) и успешно продает его на разных собачьих мероприятиях. С помощью такого мыла даже удалось окупить билеты на недавнюю поездку с мужем, ребенком и таксой на выставку в Питер.

Экономика мыльного производства проста – процентов семьдесят в куске занимает стоимость сырья, форм и упаковки. Остальное – собственно ручной труд. Итог – один рубль за один грамм у не самых сложных видов, у мудреных – например, с вырезанной из мыла розой внутри или запаянными разноцветными «таблетками» - стоимость грамма может доходить и до полутора-двух рублей. А вот производство шампуней или бомбочек получается менее рентабельным: и ингредиенты дороже, и требуется их больше – если соблюдать правильную рецептуру, конечно. «Мы сейчас пробуем делать мини-бомбочки – для ручных или ножных ванн, - объясняет Таня. – Очень удобны при маникюре-педикюре, да и лечебным эффектом могут обладать, если добавлять туда, например, эвкалиптовое масло…».

Производство у Жени с Таней сейчас находится на той неустойчивой грани, когда возросшие заказы диктуют необходимость вала и на творчество остается совсем немного времени. «Конечно, мы думали о том, чтобы зарегистрировать ИП и начать продавать мыло через свою торговую точку, - говорят они. – С юрлицом-то все просто, арендовать место под прилавок в любом центре тоже несложно, а вот мыло для этого необходимо сертифицировать. Причем не только состав, но и цвет с формой. Один вид – 5 тысяч рублей, пять – 15 тысяч. А у нас этих разновидностей под сотню! Придется как-то поэтапно действовать и отбирать самые ходовые позиции».

Раз горшок, два горшок

На керамику Наталия Макарова подсела на последнем курсе архитектурного – диплом писался по творчеству Гауди, а у него, как известно, на зданиях было очень много глазурованных глиняных штучек. Тут как раз Андрей Челобанов – известный саратовский керамист – объявил очередной набор в свою студию. «Правда, до глазури у нас дело дошло только через два года, когда диплом был уже давно получен. А вот любовь к глине осталась», - вспоминает Наталия.

Выход в самостоятельное экономическое плавание был долгим и не слишком плавным: завал на праздники и периоды простоя между ними. Зато праздников было много – не только традиционные, но и профессиональные. Особенно выручали Дни строителя, энергетика или нефтяника. До сих пор один из самых популярных заказов у корпоративных саратовских пресс-служб – глиняные позолоченные грамоты «За вклад в работу» с барельефом вышки, электрической опоры или газопровода (нужное подчеркнуть). Кто-то из них выходил на Наталию сам, кто-то – через дружественные PR-агентства. «Возможно, это не самая творческая работа, зато денежная», - говорит она.

Другим источником дохода стали друзья-архитекторы, делавшие интерьеры для кафе или загородных домов саратовских олигархов и подбрасывавшие работу. «Кафе «Арагви», «У Рене», «Наша гавань», «Дольче Вита», «Тары-бары», - загибает Наталия пальцы, -- а в них – камины, посуда, панно, светильники. Для частных домов я делала, в основном, садовые скульптуры или фонтаны: в классическом стиле дворянских усадьб – с мордой льва, например. Один из последних интересных заказов – барельеф бегущей лошади на стене в зале».

Что-то Наталия делает полностью сама, к объемным работам привлекает друзей, благо мастерскую на бывшем дрожжевом заводе скульпторы снимают коллективно. Таким вот общим заказом стала и реставрация каминов в бывшем доме Шмидта на Радищева. «На нехватку клиентов я не жалуюсь, - говорит она. – Этим летом даже отдохнуть было некогда».

Переходить на поток и ваять тарелочки и медальки с видами Саратова Наталия не хочет, хотя делает их одна из саратовских керамических мастерских по ее клише. «Скучно, да и со сбытом, как показывает практика, возникают проблемы, - считает она. – Для роста продаж надо окучивать другие города, мне же проще не возиться с этим, а сделать что-то и сдать на реализацию».

Интернет, как канал продвижения, у нее не пошел – сайтом надо заниматься специально, обновлять и поддерживать его, Наталье же пока достаточно самотеком поступающих заказов. «Перспективнее, на мой взгляд, договориться с саратовскими галереями и выставиться там – особых денег это не принесет, но тебя, по крайней мере, запомнят и подкинут работу позже», - объясняет скульптор.

Рентабельность глиняных изделий достаточно высока – расходы на сырье, аренду помещения и электричество для обжига составляют около четверти стоимости, все остальное – собственный труд. И все же и Наталия, и работающие вместе с ней другие скульпторы понимают, что лучшим вариантом для них стало бы открытие собственного магазина-галереи. «Многие считают, что керамика – это цветочные горшки, блюда, ну и какие-нибудь подсвечники, -- недоумевает она. – Глина – это удивительный материал, знаешь, какие из нее стильные украшения получаются?»

Светлана Баринова, заместитель директора по экономическому развитию ТПП Саратовской области:

- - В приведенных примерах точка безубыточности на кривой спроса и предложения достигнута. Жизненный цикл товара находится на стадии роста – он востребован, продажи увеличиваются. Что дальше? Только два варианта – сидеть и не брать заказов или расширяться. А это значит – принимать людей и делиться своим опытом. Опасения, что товар перестанет быть авторским, мне кажется, напрасны. Во-первых, можно нанять людей только на какие-то черновые работы: мыть посуду, упаковывать, заказывать сырье, а самому сосредоточиться на творчестве. Во-вторых, стоит зарегистрировать свою товарную марку и тогда, если вас уже хорошо знают, имя начнет работать на вас.

Сейчас хорошее время для микробизнеса: хэнд-мэйд востребован, спрос на него растет – люди устали от ширпортреба. Значит, надо ловить момент. Я понимаю, что психологически это трудно – перестать рассчитывать только на себя и привлечь к делу чужих людей. Но неужели не интересно посмотреть, как что-то, что ты делал на кухне своими руками, вырастет в серьезный бизнес?
2011-10-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007