«Наши люди в булочную на такси не ездят»! – знаменитая фраза из кинофильма со временем претерпела кардинальные изменения. Теперь наши люди не только в булочную, но и другие города-регионы на нем ездят. Однако легальных такси не так уж и много. Поэтому государство предприняло очередную попытку отрегулировать ситуацию.
Очередную – потому, что до 2005 года уже существовало лицензирование деятельности таксомоторных компаний. Однако потом было отменено, в надежде, что в условиях рынка останутся лишь добросовестные таксисты.
Время показало, что это далеко не так. Несмотря на то, что по экспертным оценкам рынок российских таксомоторных перевозок в последние годы активно развивается, 90% - это теневой сектор перевозок.
В Москве предприняли было попытку законодательно отрегулировать эту сферу, вернувшись к лицензированию и обязав всех таксистов говорить на русском языке, однако прокуратура проект завернула. Три года назад провалилась попытка и саратовских коллег – местный законопроект так и не был принят.
Однако с 1 сентября 2011 года вступили в силу поправки в федеральное законодательство, благодаря которым авторы документа надеются вывести из тени нелегальных перевозчиков и установить единые правила игры для всех, кто занимается извозом.
Без бумажки ты букашка
Фактически, это возврат к системе лицензирования – теперь для продолжения своей деятельности таксомоторная компания должна приобрести разрешение. Цена вопроса для каждого авто – 2,6 тыс. рублей, хотя вначале декларировалось бесплатное получение этого документа. В Москве, кстати, обещание выполнили, да еще снабдили документ чипом, благодаря которому можно будет отслеживать маршрут такси и бесплатно парковаться возле вокзалов. Зато в других городах плата за разрешение уже доходит до 8 тыс. рублей.
На откуп регионам отдана не только сумма сбора, но и форма разрешения, сроки и порядок выдачи. Уже с 1 января это приведет к тому, что такси с саратовской пропиской не сможет отвести пассажира, например, в Пензу. Ведь в Пензе и разрешения могут быть другой формы, да и действует оно лишь на территории выдавшего его региона.
Интересно, что субъект получил и право устанавливать максимальное количество авто, используемых в качестве такси. Правда, их число не должно быть меньше, чем разрешений, выданных на 1 июля 2014 года. Если же заявок будет все же подано больше, власти будут обязаны провести аукцион.
Кстати, теперь получить документ могут только юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом автомобили должны находиться у заявителя в собственности или лизинге. В столице таксистам даже решили помочь: власти взялись оплатить часть процентов по лизингу. В регионах это может стать проблемой: большинство служб такси – это скорее диспетчерские службы, не обладающие собственным автопарком.
Шашки наголо
В числе нововведений – установка таксометров, шашечек, оранжевого фонаря на крыше. О пользе таксометров говорили давно, как и о том, что всегда есть возможность их не включать. Что касается опознавательного фонаря, то закон устанавливает лишь цвет, все остальное отдается на откуп самим таксистам. Фактически «фонарем» может стать любой предмет, а потому не исключено, что наряду с обществом «синих ведерок» в России скоро появиться аналогичное – с ведерками оранжевыми.
Такая же история с шашечками на борту. Согласно закону – это «цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке». Ни собственно цвет шашечек, ни их размер никто также не удосужился определить. Такая формулировка дает возможность владельцу одного таксопарка рисовать на боках каждой машины разные шашечки и устанавливать на крыше разные фонари. И все они будут называться «такси».
На усмотрение субъекта отдан и вопрос приведения всех такси в единую цветовую гамму. В Саратовской области с перекраской пока решили притормозить, сославшись на большие расходы для предпринимателей. Опрос на сайте минтранса показывает, что у перевозчиков согласия в этом вопросе пока нет: из 999 проголосовавших 480 высказались против, 454 – «за».
А как у них?
Самой распространенной меры борьбы с нелегальными таксистами в большинстве стран – лицензирование рынка, штрафы, цветное и телефонное районирование.
Например, в Австрии, Норвегии, Германии выдается общенациональная лицензия на 2-5 лет. При этом в Норвегии лицензия выдается на каждый автомобиль и требует существенных затрат — на каждое авто необходимо создать гарантийный фонд в размере 9 тыс. евро. Наиболее жесткая система допуска таксистов на рынок в Швеции. Там крупные операторы должны пройти тесты на право управления компанией, создать резервный фонд в размере 11 тыс. евро на первый и 5 тыс. евро на каждый последующий автомобиль.
Во многих городах и странах действует цветное районирование. Например, в Гонконге с 1960 года за каждым районом закреплены такси своего цвета: красные по всему городу, зеленые – на материковых территориях, голубые – на острове. В Нью-Йорке все такси поделены на такси со специальной лицензией (знаменитые жёлтые) и на обычные, работающие только по телефонным заказам. Лондонские кэбы имеют право брать пассажиров только на специальных стоянках или по телефонному заказу.
Дальше всего в борьбе с нелегалами пошли в Минске и Мехико (таксопарк самый большой в мире – почти 60 тыс. официальных перевозчиков). В этих городах у «бомбил» за повторные нарушения отнимают автомобиль.
Андрей Данилов, глава гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом при ТПП Саратовской области:
- Легальные таксисты благодаря этому закону не то что преференций не получают – они получают дополнительную головную боль. Любые ужесточения, расходы все перекладывается на плечи легальных таксистов. При этом проблема «бомбил» по-прежнему остается нерешенной – для них не создано никаких условий, привлекающих в легальный бизнес.
Опыт других стран показывает, что увеличение штрафов – лишь временная мера. Тем более, что в нашей стране нет службы, которая бы отслеживала нелегалов. Эти функции распределены между полицией, ГИБДД и минтрансом, но сегодня ни одна из них не может решить элементарной проблемы – очистить остановки общественного транспорта от такси. У нас не столица. Мы разве решили проблемы с качеством дорог, наличием стоянок? Во всем мире у вокзалов есть стоянки такси, у нас там встречает пассажиров автобус Саратов-Москва.
По моему мнению, в нашей стране службы такси надо создавать на условиях государственно-частного партнерства. Чтобы в каждом городе закупались машины одинаковой марки, цвета. Если такси другого цвета – значит, это уже не такси.
Олег Тихомиров, директор такси «Катюша»:
- Не могу назвать нововведения полезными для такси, скорее наоборот – они делают всех таксистов – и легальных, и нелегальных – нарушителями. А там, где есть препоны, там и наживы для органов больше.
Причем я не исключаю, что частники сейчас ринутся получать разрешения. Но через полгода вернуться к прежнему варианту. Потому что как индивидуальные предприниматели они будут обязаны заниматься налоговой отчетностью, а она у нас нынче такова, что и профессиональный бухгалтер не всегда может с ней справиться.
Я считаю, что единственным спасением для новых правил может быть придание им формы патента. Как, например, в Нью-Йорке, где человек, имея машину определенного цвета, заплатив 300 долларов в месяц, сделав страховку пассажиров и техосмотр, получает лицензию. В нашем варианте желательно, чтобы власть взяла на себя еще и функцию расчета и перечисления налоговых платежей. В противном случае вся эта реформа потерпит полное фиаско и даст лишь новые поводы для коррупции и взяток.
Штрафы за отсутствие разрешения и другие нарушения вводятся с 1 января 2012 года. За отсутствие в салоне информации, предусмотренной правилами перевозок, водитель штрафуется на 1 тыс. рублей, должностное лицо – на 10 тыс., юридическое лицо – на 30 тыс. Невыдача кассового чека – столько же. Отсутствие опознавательных знаков – аналогично, кроме юрлица, которое в этом случае заплатит 50 тыс. руб.