В ТПП России состоялся вебинар «Особенности ведения бизнеса в Киргизии». Директор третьего департамента стран СНГ МИД России Максим Пешков отметил, что российский бизнес испытывает сложности в связи с нестабильной политической обстановкой в стране. Сегодня главный вопрос политической жизни Киргизии – выборы президента республики, которые состоятся 30 октября. А потому российским предпринимателям сейчас следует тщательно прорабатывать контракты и другие договоренности с киргизской стороной, неукоснительно следить за четким исполнением обязательств и гарантий.
Самыми крупными партнерами Киргизии являются Россия и Казахстан, третье место занимает Китай, экспортирующий через Киргизию свои товары в страны СНГ. Основные поступления в страну (до 85 %) идут от трудовой миграции.
В Киргизии успешно добывается золото, некоторые виды цветных металлов. Их добыча и пищевая промышленность сегодня по совокупности превышают половину ВВП республики. Объем теневого сектора экономики Киргизии несколько настораживает инвесторов: по некоторым оценкам, он превышает госбюджет страны в полтора раза и составляет до $60 млрд в год.
Главными проблемами экономики страны сегодня являются коррупция, несоблюдение правил, законов и норм, понижение доверия инвесторов, снижение качества кредитного портфеля, отсутствие четких и понятных ориентиров в сфере инфраструктурных реформ и тарифной политики.
Торговый представитель РФ в Киргизии Владимир Некрасов отметил, что Россия заинтересована в экспорте в Киргизию высокотехнологической продукции и импорте поликристаллического кремния и редкоземельных металлов, сплавов и материалов. Киргизия, в свою очередь, проявляет интерес к экспорту в Россию товаров легкой, пищевой, горнодобывающей и горно-химической промышленности, хлопка и табака. Импорту из России изделий металлообработки и леса, нефтегазовой, нефтехимической, деревообрабатывающей и лесохимической промышленности.
Президент фонда «Наследие Евразии» Елена Яценко рассказала, что законодательство республики достаточно либерально, однако правоприменение его часто оказывается не на высоте. В стратегических областях, точно так же как и в России, дает себя знать жесткая связка бизнеса и государства, а в среднем и малом бизнесе связь с государством выше, чем в России. Власть в Киргизии всегда может оказать влияние на бизнес, вне зависимости от реальной правовой ситуации.
При работе с киргизским персоналом необходимо учитывать самобытную клановость киргизов: близкие родственные отношения требуют личного присутствия на мероприятиях рода, которые могут совпадать с рабочими часами. Перед тем, как начать бизнес, нужно отметиться у акима – ключевого представителя региональной исполнительной власти.
Вход на киргизский рынок без подготовки и анализа экономической ситуации, полагаясь лишь на тесные отношения с высшими госчиновниками, является распространенной ошибкой. Общие договоренности в Киргизии не означают решения вопроса, а лишь являются предварительным условием для согласования процедур.
По мнению Елены Яценко, не следует чрезмерно доверять местным людям в таких сферах, как подбор персонала и безопасность. При наборе топ-менеджеров из состава местных жителей следует учитывать их принадлежность к тому или иному клану. При наборе менеджеров среднего звена предпочтение лучше отдать родившимся и получившим образование в крупных городах республики. При наборе линейных менеджеров – обращать внимание на выпускников высших учебных заведений: они более прогрессивны, менее связаны клановыми обязательствами. При проведении масштабных работ в удаленных районах следует стремиться к тому, чтобы руководящий и производственный состав состоял из представителей разных кланов. А еще лучше – разных районов республики.
Если вы начинаете в Киргизии крупный или средний бизнес, вам потребуется формальная (на уровне юридических соглашений) и неформальная поддержка со стороны высших органов государственной власти КР. Целесообразно избегать пересечения интересов предприятия с интересами государства или представителями кланов, находящимися у власти в КР.
В малом бизнесе в Киргизии приходится вести дела практически полностью на свой страх и риск, хотя поддержка со стороны глав местных общин также необходима. Однако в целом в Киргизии развивать бизнес не сложнее, чем в других странах Центральной Азии.