Вольные художники
Термин «фриланс» для России – относительно новое понятие. Между тем в мире этот способ работы насчитывает не один десяток лет. Само понятие еще более древнее: впервые о фрилансере было упомянуто в романе английского писателя Вальтера Скотта «Айвенго» в 1820 году. В переводе с английского freelancer – свободный копьеносец, наемный воин.
В современной интерпретации термин обозначает вольного художника – человека, выполняющего работу без заключения долговременного договора и нанимаемый только для выполнения определенного заказа. Будучи вне штата, такой человек может одновременно работать на разных клиентов.
Одним из признаков фрилансера является готовность к сотрудничеству на удаленной основе – через Интернет. В сети же как правило ищут и клиентов. Для этого существуют множество специализированных сайтов.
Так, с помощью сайта freelancer.ru уже несколько лет находит заказчиков Наталья Коваленко из Кишинева, предлагающая маркетинговые услуги. Ее заказчики, как правило, московские и питерские компании, желающие выйти на молдавский рынок. «Первые три месяца мое объявление висело на сайте впустую, - говорит Наталья. – Зато сейчас я одна уже не справляюсь, приходится нанимать помощников».
Чтобы взаимодействовать с заказчиком фрилансеру как минимум нужно иметь электронную почту и другие средства связи. К обязательным в последнее время требованиям относится и регистрация кошельков WebMoney или ЯндексДеньги – деньги преимущественно перечисляются именно таким способом. Естественно, что помимо таких чисто технических требований фрилансер должен обладать портфолио, креативным подходом к выполнению работы и умением планировать свое время.
Анализ доходов фрилансеров, проведенный Высшей школой экономики и сайтом www.free-lance.ru, показывает, что в целом фрилансеры зарабатывают гораздо выше среднроссийской зарплаты – 30 тыс. рублей против 17 тыс. рублей. Самые высокие доходы – в сфере деловых услуг (реклама, маркетинг, консалтинг), самые низкие – в копирайтинге. При этом от месяца к месяцу доходы колеблются у 44% респондентов, а практически не меняются – у 36%.
Плюс на минус
Нам еще далеко до Америки, где более 15 млн человек работает дома, но цифры статистики свидетельствует о том, что российский рынок фриланса стремительно развивается. Если в 2008 году на сайте free-lance.ru было зарегистрировано порядка 200 тыс. фрилансеров, в 2010 – более 660 тыс.
Меняется и качественный состав. Еще несколько лет назад фриланс был уделом студентов и людей творческих профессий – журналистов, программистов, дизайнеров и рекламщиков. Сегодня появляются и совсем «земные» профессии – бухгалтеры, юристы, кадровики. Сдвигается и возрастная планка, хотя согласно первой всероссийской переписи фрилансеров, проведенной ВШЭ, по-прежнему более половины фрилансеров – это молодежь в возрасте от 18 до 26 лет.
Любопытно, что 44% опрошенных фриланеров по-прежнему являются штатными работниками. А вот доля «чистых» фрилансеров не так уж и велика – всего 22%. Треть фрилансеров проживают в Москве и Санкт-Петербурге. Регионы, как правило, не выходят, за 2%. Саратовская область – не исключение.
В первую тройку плюсов удаленной работы, согласно опросу hh.ru и free-lance.ru входят свободный рабочий день, отсутствие затрат на дорогу и привязки к офису. Интервьюеры добавляют и другие преимущества - более творческая и менее нервная работа, отсутствие необходимости соблюдать дресс-код. При этом почти половина опрошенных согласилась бы вернуться в офисы при условии большой зарплаты.
Однако плюсы фриланса для многих оборачиваются минусами. К ним традиционно относят все, что связано с деньгами – возможную неоплату работы, нестабильность доходов, отсутствие трудовых книжек, соцпакета и оплачиваемых отпуска. Из-за этого уже возникают проблемы с перечислением платежей и налоговыми органами. Доля фрилансеров-предпринимателей с белой бухгалтерией не превышает 2-4%.
Облегчить эту составляющую работы фрилансеров призваны поправки в Трудовой кодекс, проект которых дает определение фрилансера, гарантирует ему свободный график работы и ежегодный отпуск. Эксперты считают, что легализация удаленных работников увеличит число клиентов – сегодня до 20% российских компаний хотят работать с фрилансерами.
Прямая речь
Людмила Нетова, руководитель саратовского филиала интернет-портала «Страна Красоты»:
- Услугами фрилансеров я пользуюсь постоянно – они выполняют до 80% работ. В основном, это услуги программиста, веб-дизайнера, журналиста.
Для меня вариант с фрилансом наиболее удобнее: нет необходимости тратиться на офис, задание можно выслать дистанционно, нет нужды постоянно контролировать работника. Как правило, фрилансеры более ответственно подходят к своей работе, понимая, что оплата четко зависит от результата. В настоящее время у меня работает два фрилансера - программист и веб-дизайнер. Один – из Питера, второй – из Германии. Примечательно, что они же занимаются техподдержкой практически всех региональных страниц нашего интернет-портала. Хорошие фрилансеры передаются из рук в руки, по рекомендациям.
Периодически в поисках фрилансеров я просматриваю интернет-биржи, но это как игра в рулетку – повезет или не повезет. Бывает, что отношения с человеком складываются сразу – он хорошо понимает задание, точно и в срок его выполняет. Если же он начинает затягивать процесс, делает работу некачественно, я к нему больше не обращаюсь. Более того, в таких случаях ему грозит штраф или вообще не оплата заказа. В свою очередь я честно выполняю свои обязательства.
Трудовое соглашение заключается по необходимости. С моей стороны – в случае возникновения материальной ответственности у фрилансера или же, когда требуется непосредственное общение с клиентами, например, как в работе журналиста.
Если говорить о перспективах, то я считаю, что рынок фриланса будет только развиваться. Сегодня уже многие компании отказываются от офисной системы, предпочитая «удаленку». Кроме того все больше ценится такой невосполнимый ресурс как время: благодаря фрилансу его можно сэкономить.
Андрей Елисеев, дизайнер:
- Я из той категории фрилансеров, которые совмещают этот способ работы со работой в офисе. Работаю в Саратове, а также с несколькими крупными клиентами в Москве и их филиалами в регионах.
На интернет-биржах резюме никогда не размещал, в основном клиенты сами находят меня по знакомым.
Возможно, именно поэтому у меня никогда не возникало проблем с оплатой, хотя у друзей нередки случаи задержек с оплатой. В качестве средства передачи денег использую в основном электронные платежные системы.
Заказчики бывают самые разные, требования тоже. И серьезно облегчает жизнь наличие технического задания. Впрочем, у меня работа достаточно творческая, что несколько упрощает дело, позволяет свободнее двигаться в рамках заказа. Полностью уходить на фриланс пока не планирую, хотя считаю это достаточно перспективным направлением.
Максим Лапкин, райтер:
- Назвать меня фрилансером достаточно сложно. Фрилансер – это человек, который работает вне системы. Я же встроен в некую схему, благодаря которой есть возможность получать федеральные заказы.
Получить их, просто разместив свое резюме на сайте, невозможно. Как правило, такие связи приобретаются в результате личных знакомств, своего рода сарафанного радио. По роду своей работы – а в основном, это черный пиар и «джинса», с конечным заказчиком я не сталкиваюсь. Это всегда цепочка – не менее 4-5 посредников, из которых я и мой московский напарник контактируют только с одним.
Заказы федерального уровня получают очень немногие российские райтеры. Это связано, прежде всего, с жесткими требованиями, в основном по качеству и сроках исполнения. В моей практике был пример, когда за один день необходимо было написать речи для выступления высокопоставленных чиновников. Хорошо еще, что вместе с техзаданием были присланы и некие скелеты выступления. В результате мы с моим напарником набирали речи в две руки, общаясь по скайпу. Но заказ выполнили, все остались довольны.
Техзадания облегчают жизнь, а еще очень характеризуют клиента. Если есть четкое, буквально по пунктам расписанное задание, значит, клиент понимает, чего он хочет. Например, при написании тестового задания про визит Шварценегера в Сколково клиент скинул комментарии из блогов девушек-сотрудников научного центра. Они очень оживили статью, придали ей эмоциональность. И этим летом мы получили заказ на написание целой книги о сколковской бизнес-школе.
Если говорить о гонорарах, то они заметно отличаются от среднесаратовских. Например, получить 500 долларов за материал объемом 7-10 знаков – обычное дело. Хотя в перспективе есть желание быть не столько райтером, сколько одним из звеньев цепочки посредников, когда уже ты сам будешь искать фрилансеров для выполнения заказов.