Поиск:


Обложили
Не так давно замруководителя ФНС России Кирилл Янков заявил, что российское налоговое законодательство - одно из самых либеральных в мире, а чуть позже Минфин России представил проект основных направлений налоговой политики до 2014 года. По мнению заместителя директора юридического департамента ТПП РФ Дмитрия Фадеева в этом проекте отсутствуют ключевые позиции, призванные обеспечить рост российской экономики.

- В рейтинге самых удобных налоговых систем мира Россия занимает 134-е место - наши предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов и общение с налоговыми органами 448 часов (или 56 рабочих дней). Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133-е место и где установлено всего 9 видов налогов, за год перебрался на 35 строчек вверх.

Необходимо ответить на вопрос: что является приоритетом для страны - долгосрочный экономический рост и инновационный путь развития или дальнейшее увеличение налогов и сокращение дефицита бюджета?

Однако рост экономики на уровне 4-6% ВВП невозможен при увеличении налоговой нагрузки на бизнес
По-прежнему при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не учитывается размер бизнеса и объем уплачиваемых организацией налогов. В результате предприятие оказывается перед угрозой возбуждения уголовного дела за неуплату нескольких миллионов рублей. Можно было бы, к примеру, установить, что размер крупного уклонения определяется не в твердой сумме, а в процентах от уплаченных в предыдущие три года налогов.

Справедливости ради скажу, что за последний год все же был принят ряд решений, положительных для бизнеса. Так, законом N 132 налогоплательщику предоставлена возможность реализовывать нематериальные активы, полученные в результате НИОКР, вне зависимости от срока нахождения их на балансе налогоплательщика; закреплено право налогоплательщиков самостоятельно определять срок, на который могут создаваться резервы предстоящих расходов на НИОКР, и др.

Исключены положения, предусматривающие в качестве дополнительного основания восстановления НДС выбытие товаров, в том числе основных средств, при хищении, недостаче, выявленных при инвентаризации и др. Соответствующий закон подписан главой государства 19 июля.

Но в то же время остаются и нерешенные вопросы. С 1 января 2012 года вводится льгота по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, которая подлежит применению в течение первых трех лет использования такого имущества.

Полагаем, что целесообразно дополнительно рассмотреть вопрос о распространении такой льготы не только на вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность, но на уже эксплуатирующиеся объекты промышленных предприятий. Также целесообразно рассмотреть вопрос о продлении срока действия такой льготы до 5 лет.

В июле были приняты поправки в НК РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения. Закон содержит ряд весьма спорных моментов и приведет к увеличению документооборота, дополнительным налоговым проверкам бизнеса и др. Установлены слишком высокие штрафы в случае непредставления документации по трансфертному ценообразованию или представления документов, содержащих недостоверные сведения. Есть опасения, что к 1 января 2012 года налоговые органы и налогоплательщики могут не успеть перестроить свою работу под правила нового закона, кроме того, до сих пор не разработаны методические рекомендации по его применению.

Одной из важных новелл основных направлений до 2014 года является раздел про налоговую нагрузку в российской экономике, которая, по мнению минфина, не сильно отличается от стран ОЭСР. Но в действительности налоговая нагрузка на бизнес, особенно малый и средний, за последние два года возросла. Результаты анкетирования внутри системы ТПП РФ показали, что уровень налоговой нагрузки в 2010 году можно считать высоким (более 50% респондентов). Думаю, что следует практиковать отдельное обсуждение методологии оценки налоговой нагрузки с участием бизнес-сообщества. Это позволит дать более объективную и полную картину происходящего.

В проекте слабо представлены такие разделы, как амортизационная политика, налоговое стимулирование инновационной деятельности, совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, налоговое администрирование, обновлению основных фондов, улучшению модели отношений с налоговыми органами.

Положительным моментом можно считать заложенные меры по внедрению инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Палата поддерживает разработку таких инструментов, но эту работу необходимо также проводить с участием бизнес-сообщества.
Общий вывод неутешителен. Основная цель налоговой политики на ближайшую перспективу - наблюдение за поведением бизнеса в части налоговой практики с одновременным усилением налогового пресса.

Максим Фатеев, президент ТПП Саратовской области:

- Малый и средний бизнес – основа эффективной экономики. Для нормального развития малого бизнеса необходимо прежде всего упорядочить его налогообложение. А именно – сократить объем документов для предоставления в налоговые органы, упростить систему бухучёта, повысить предельный годовой доход по упрощенной системе до 100 млн руб. При доработке проекта о реформе спецналоговых режимов нужно увеличить предельную численность наемных работников при применении патентной системы до 15 человек.
Большое значение для развития малых предприятий имеет кооперация с крупным бизнесом. По-прежнему многим крупным компаниям экономически не выгодно работать с малыми предприятиями. ТПП РФ предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, позволяющие учитывать «входной» НДС. Также необходимо снять ограничения срока по выкупу арендованного имущества, увеличив рассрочку платежа до 5 лет.

Считаю, что для эффективного развития промышленности необходимо ввести инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Сегодня амортизационная премия лишь откладывает во времени уплату этого налога, но не влечет сокращение налоговой базы в целом. Кроме того, в НК РФ вопрос о предоставлении амортизационной премии не увязан с вопросом о том, куда налогоплательщик направляет высвободившиеся оборотные средства. В связи с этим необходимо возвращение к прямой инвестиционной льготе. Эта мера благоприятно скажется и на деятельности промышленных несырьевых предприятий.

Кроме того, необходимо упростить процедуру возврата НДС при экспорте несырьевой продукции. В настоящее время сложнее нет ни в одной стране мира, а возврат НДС осуществляется через 1-1,5 года.
2011-09-22


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007