Поиск:


Одна команда
Четверть века – возраст для любого предприятия серьезный. И Торгово-промышленная палата Саратовской области, отмечающая сегодня свое 25-летие, исключением не является. О том, какие задачи ставит жизнь перед системой российских ТПП, какую роль играют они в нынешних экономических реалиях, рассказал президент палаты Максим Фатеев.

- Часто приходится слышать, что в работе палат необходимо использовать успешный опыт – и зарубежный, и других регионов. Какие направления сейчас наиболее перспективны?

- Если мы говорим об инновационном развитии нашей страны вообще и Саратовской области в частности, то очень полезной услугой является аудит энергоэффективности предприятий. В условиях постоянного повышения тарифов естественных монополий проблемы оптимального использования электрической и тепловой энергии выходят на первый план. Это актуально и для производства, и для сферы ЖКХ. Мы обучили специалистов, приобрели необходимое оборудование и активно осуществляем энергоаудит, помогая предприятиям понять, сколько они могут сэкономить, внедрив энергосберегающее оборудование и методы управления.

Второй момент – аттестация рабочих мест. Это позиция, где соприкасаются интересы бизнеса и наемного труда. Ведь отдача от любого сотрудника зависит от того, как ты организуешь его рабочее место.

Актуально и внедрение систем менеджмента качества на всех предприятиях, относящихся к реальному сектору. Если говорить о конкурентоспособности нашего бизнеса, особенно в условиях глобализации экономических процессов, преддверии вхождения в ВТО, то без внедрения современных систем менеджмента качества наша экономика вряд ли обойдется.

Перспективна также кооперация с партнерами из постсоветских республик, в первую очередь входящих в Таможенный союз Казахстаном и Беларусью. Тут, без сомнения, пригодится опыт кооперации европейских палат: создания совместных деловых советов, различных консультативных органов, занимающихся решением конкретных экономических проблем. А таких проблем в связи с внедрением Таможенного союза будет много. Из других республик интересно взаимодействие с Украиной. Российский бизнес тесно связан с этой страной, процессы, происходящие в этой стране, нам близки, но в то же время Украина ориентируется на вхождение в ЕС, и это необходимо учитывать.

- К слову о кооперации – есть мнение, что конкуренция непродуктивна, в регионах небольшим предприятия лучше объединяться, чтобы выполнять более крупные заказы, чем душить соперника демпингом. Вы с этим согласны?

- Не совсем. Конкуренция – хорошее слово, она бодрит. Ну а если речь идет о глобальных проектах – таких, например, как создание транспортно-логистического центра, то без кооперации там не обойтись. Не тянешь сам – ищи партнера. Другой пример – строительство металлургического завода в Балаково: привлекаемые к этому процессу малые и средние предприятия просто обязаны кооперироваться, чтобы получать хорошие заказы и обеспечивать нормальные цены и качество. …

- В Стратегии развития Саратовской области совсем не видно отдельных районов и муниципалитетов, непонятно, какая роль им отводится. Возможно, нужна более детальная проработка программы?

- Мы внесли в Стратегию- 25 много замечаний, я лично передал их губернатору. На мой взгляд, разбивать программу на пятилетки и решать в каждой из них свои задачи не совсем правильно.

Получается, решили одно, потом бросили и начали заниматься совсем другим. Тут должен быть механизм, позволяющий собирать экономические процессы, происходящие в регионе, в одну картину – как в конструкторе Лего. Без участия муниципалитетов этот механизм будет ржавым, недейственным. В идеале, нужна ярмарка идей, где каждый район мог бы выступить со своим проектом. Я понимаю, что у муниципалитетов часто не хватает ни кадров, ни сил, чтобы разработать жизнеспособный бизнес-план. И тут экспертное сообщество вместе с ТПП могло бы заняться созданием таких проектов, чтобы затем они вошли в общую региональную программу. Для их разработки необязательно обращаться в московские институты.

- Концепция развития предусматривает к 2025 году значительный рост числа малых предприятий и работающих в этой сфере людей. За счет чего может произойти подобный взрывной рост?

- В развитии малого предпринимательства как в стране, так и в регионе существует несколько стратегических подходов. Для крупного и среднего бизнеса необходимо ввести налоговые или социальные послабления при кооперативных связях с малыми предприятиями. То есть, отдаешь определенный объем заказов «малышам» -- платишь меньше налогов. Более серьезные преференции должны получить инновационные предприятия, фирмы, внедряющие энергоэффективное оборудование или новые методы управления. Необходимо снизить сумму обязательных социальных платежей – об этом палата заявляла неоднократно, активнее внедрять патенты, ЕНВД – это то, что необходимо малым предприятиям для развития.

Наконец, должна поменяться сама идеология – государство должно помогать бизнесу формировать в общественном сознании мысль о том, что предприниматель – это трудяга, человек, который ушел из-под опеки, зарабатывает свой хлеб сам и дает работу другим. Создавать положительный имидж предпринимательского сообщества, а не вешать на него ярлык «барыги».

- Организовывать курсы для начинающих предпринимателей…

- Я считаю, что предпринимательству «на раз» научить нельзя, хотя какой-то спецкурс на определенных вузовских специальностях, конечно, должен быть. Хороший предприниматель должен учиться всю жизнь – только тогда он сможет развивать свой бизнес.

- Востребован ли опыт палаты при реализации в регионе программ господдержки предпринимательства?

- Мне кажется, нет. В других регионах – например, Мордовии, Пензе или Нижнем Новгороде палаты активно участвуют в реализации подобных программ, у нас же этого не происходит. Все эти венчурные фонды, бизнес-инкубаторы создавались в области без консультаций с экспертным сообществом, и результат, мягко говоря, получился средним. Почему-то палату долго воспринимали как конкурентов, но сейчас это время проходит. Мы будем принимать активное участие в подготовке региональной программы по развитию малого предпринимательства на 2012-2015 годы, включать в нее свои предложения.

- Саратовские предприятия в последние годы активно вступают в региональную ТПП, их число уже давно перевалило за тысячу. Это связано с возросшим доверием предпринимателей к палате?

- Я благодарен всем, кто вступил в палату, мы постараемся быть для них реальными помощниками и ответственными партнерами. Однако помочь мы сможем, только если предприниматели поделятся своими проблемами. В коммуникациях должно быть движение навстречу друг другу. Что касается вступления в ТПП, то в сложные экономические времена бизнес пытается в одиночку не плавать, он хочет найти партнера, который смог бы соединить его с потенциальными заказчиками, решить проблемы, связанные с властью или фискальными органами. Палата – наиболее понятная и прозрачная площадка для этого.

- Что вы считаете главным итогом прошедшего 25-летия?

- Палата состоялась, сейчас она одна из крупнейших в России. Мы четко придерживались и будем придерживаться одного: саратовская ТПП – не политическая организация, в решении проблем между бизнесом и властью она всегда будет следовать по пути диалога. Это наше кредо, наше главная уставная задача.
Марина Лайкаск
2011-08-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007