Поиск:


Тум балалайка
Питерский «Терем-квартет» - один из основных экспортных коллективов нашей страны. Колоритные дяденьки с домрами, баяном и бас-балалайкой великолепно себя чувствуют на самых престижных мировых сценах. В свою очередь продюсеры охотно приглашают квартет на гастроли – музыканты с консерваторским образованием, да еще играющие на столь непривычных инструментах, для Запада – крутая экзотика.

«Терем» - классический пример удачной бизнес-идеи (ниша «народников» на эстраде практически не занята), подкрепленной талантом музыкантов. В отличие от других ансамблей народных инструментов, предпочитающих играть стандартный репертуар, «Терем» всеяден. В одной программе у него могут быть собраны русские романсы, аргентинские танго, чуть-чуть Баха и Дунаевский на закуску. Эклектичность квартет не смущает: музыканты любят смешивать стили в жгучий коктейль – практически, ерш, добавляя туда кучу специй в виде иронии и эпатажа.

Авторитетов для «Терема» нет – любой классик может подвергнуться жесткой обработке, дойдя в ней если не до карикатуры, то до шаржа уж точно. Впрочем, стиль кроссовер (перекресток) это и предполагает. Роль милых хулиганов Андрея Константинова, Андрея Смирнова, Игоря Пономаренко и Михаила Дзюдзе вполне устраивает. Но хотя на сцене они ведут себя довольно легкомысленно, в обычной жизни музыкантам хочется, чтобы их воспринимали всерьез. В этом убедился корреспондент «ДГ», побеседовавший с участниками «Терем-квартета» сразу после их выступления на Собиновском фестивале.

- Нельзя сказать, что ансамблей народных инструментов в нашей стране нет – их много, в том числе и вполне профессиональных. Однако их мало кто знает. Секрет вашего успеха – хороший менеджмент, выбор репертуара или что-то другое?
- Рецепта здесь нет и вряд ли кому-то удастся повторить то, что мы делаем. «Терем-квартет» -- это свой язык, мир, отношения. Это особый взгляд на жизнь. Как жить в музыке? Большинство этого не знает. У нас нет какой-то методички с пунктами, и наши способы у других не сработают.

- Тем не менее, выстраивая свою программу, вы ориентируетесь на вкусы и предпочтения публики в разных странах?
- Конечно. Хотя жестких регламентов не существует. Нельзя сказать, что русские романсы не будут, например, восприняты в Бразилии. Многое зависит от акустики зала, от настроения сидящих в нем людей. В Европе программки для зрителей не печатают, поэтому перестраиваться по ходу концерта там проще, чем у нас.

- Кто в «Тереме» пишет композиции?
- Это коллективное творчество. Каждый из нас выступает как проводник, настраивающийся на другого – важно почувствовать человека. Выходить из этих пограничных состояний сложно, но так и должно быть.

- Можете вспомнить самую необычную публику, перед которой приходилось выступать?
- Из пафосной – большая восьмерка на саммите в Санкт-Петербурге. Маленькая комнатка, в ней сидят восемь лидеров ведущих стран, и мы для них играем. Кстати, Буш не слишком сечет в музыке – у нас в одной из вещей длинная пауза на доминанте, а он вскочил и хлопать начал. Зато непосредственный…А еще можно вспомнить фестиваль в австралийском Перте: там был зал под открытым небом, в заповеднике, и между рядами бродили павлины. Они все время очень противно кричали, совсем не музыкально.

- «Терему» в этом году исполняется 25 лет. Вспомните себя, давнишних – студентов петербургской консерватории – и сравните с сегодняшними. Изменились чувства, с которыми вы выходите на сцену?
- Пожалуй, да. Раньше каждое выступление было для нас как борьба за победу, мы сражались с залом. Сейчас пытаемся настроиться на него.

- Много приходится выступать?
- Даем где-то около ста концертов в год. Плюс ведем летнюю школу для молодых музыкантов. А раз в два года мы устраиваем фестиваль «Терем-Crossover», в котором могут принять участие любые коллективы, играющие на инструментах с натуральным звучанием, без электроники, проводим детские конкурсы.

- И все-таки, что вы посоветуете музыкантам, желающим добиться успеха?
- Обращаться с музыкой смело, менять ее, не бояться вносить свои коррективы. Играть то, что нравится, что любишь сам. Но в первую очередь – играть для людей, а не только самих себя.
Нина Денисова
2011-06-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007