Поиск:


Ответ эксперта
Потребитель написал претензию по качеству товара. Магазин вызывал его для проведения экспертизы уже 4 раза, а потребитель не реагирует. Может ли магазин считать претензию закрытой? И что вообще делать в ситуации, когда потребитель сначала жалуется, а потом пропадает?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель же вправе участвовать в проверке качества товара, но вовсе не обязан присутствовать при проведении экспертизы. Так что экспертизу товара вы можете смело проводить в отсутствии покупателя, раз он отказывается приходить. Поскольку участие в указанной проверке потребителя не является обязательным условием для ее проведения.
Если потребитель обнаружил недостаток товара и предъявил требования по замене, продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления претензии. Или в течение двадцати дней, если есть необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом. В случае, если покупатель «пропал» без уважительных причин, претензию можно считать закрытой.

Слышал, приняли новый закон, согласно которому можно принести и сдать в магазин в течение 14 дней даже технически сложный товар. Также потребитель может вернуть товар с недостатком без всякой экспертизы. Разъясните, так ли это?

В самом деле 12 декабря этого года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации», который предусматривает в отношении технически сложного товара право потребителя, в случае обнаружения недостатка товара отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Либо предъявить требование о его замене в течение 15 дней с момента покупки.
В случае же если данные требования будут предъявлены по истечении 15 дней, то они будут подлежать удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара, нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

У нас в магазине была заказана деталь на машину стоимостью 16 тыс. руб. Покупатель внес предоплату в размере полной суммы, и мы заказали запчасть в Германии. Сейчас он требует вернуть все деньги, т.к. уже купил деталь в другом месте. Можем ли мы ему отказать? Ведь запчасть уже заказана и придет через две недели.

В связи с тем, что письменный договор с покупателем не заключен и условия об одностороннем отказе от исполнения договора не оговорены, покупатель вправе потребовать возврата уплаченной суммы. В соответствии с действующим законодательством, договор купли-продажи товара считается исполненным с момента передачи продавцом товара в собственность покупателю. К тому же несмотря на то, что товар вами заказан, фактически вы не несете прямых убытков, которые могли бы послужить основанием для отказа в возврате денежных средств.
Данная позиция основывается на изложенных обстоятельствах без учета конкретных фактов. В последующем можем порекомендовать вам в таких случаях заключать письменный договор, содержащий условия о последствиях одностороннего отказа от исполнения данного соглашения (например, штраф).

Отвечали юристы правового отдела ТПП Саратовской области
2007-12-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007