Трезвый поезд
Англичанин Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму. Его заслуга куда значительнее — миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома и несколькими соседними улицами, он открыл красоту и разнообразие огромного мира. Ведь даже в XIX веке на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие.
Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 г. Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать - садовником, потом печатником, а впоследствии краснодеревщиком. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.
В 1840 г. было открыто железнодорожное сообщение между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало в публике восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.
Идея Кука прокатиться на поезде людям понравилась. Тем более, что сама поездка обещанные развлечения и еда должны были обойтись не в такую уж большую сумму — 1 шиллинг. 5 июля 1841 г. под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно смело считать днем рождения туризма.
В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, внесший в свой дневник скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».
Кук все обеспечит
Поначалу Томас организовывал поездки без всякой выгоды для себя. Так продолжалось до 1845 г., когда он заработал первые деньги на экскурсии в Ливерпуль. В 1846 г. он объявляет о начале тематических путешествий - поездок в Шотландию, на родину Вальтера Скотта и Роберта Бернса. Затем появляются туры по Ирландии, Уэльсу, на остров Мэн.
Их успех можно объяснить не столько любовью англичан к литературе, сколько экономическими причинами. В начале 40-х профсоюзы добились для рабочих и служащих ежегодных отпусков. У огромной массы людей появилось свободное время. Во-вторых, Кук пользовался поддержкой железнодорожных компаний, которым очень нравился придуманный им девиз «Железные дороги — для миллионов». В-третьих, Кук никогда не ориентировался исключительно на богачей. В круг своих потенциальных Клиентов он старался включать и людей со средним достатком. И, наконец, в-четвертых, предоставляемые им услуги всегда отличались высоким качеством.
Энергия Томаса Кука была поистине поразительной. Ему удается уговорить некоторых крупных английских землевладельцев открыть свои поместья и замки для туристов. Одновременно Кук создает клубы для рабочих, члены которых еженедельно вносили в кассу небольшую сумму, а в итоге получали туристическую путёвку в Лондон на торгово-промышленную выставку. Благодаря его усилиям ее смогли посетить 165 тыс. человек. А в 1855 г. он открывает первый заграничный маршрут в Париж, на Всемирную выставку.
От Ла-Манша до Суэца
Однако консервативные судовладельцы на скидки для клиентов Кука не пошли. Отказавшись от переправы через Ла-Манш, Кук организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.
Предварительно Кук сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие массу практических советов, как себя вести в чужой стране. И опять ошеломляющий успех. Свою благодарность за популяризацию парижской выставки ему выразил император Наполеон III. Спустя восемь лет Кук осваивает Швейцарию, затем присоединяет к своей туристической империи и Италию.
В 1864 г. к Томасу присоединяется его сын Джон Мейсон. Контора Thomas Cook & Son возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и в Европу. А затем наступает время Азии. То, что Кук обратил внимание на Палестину, было вполне естественно. Всю жизнь он оставался ревностным христианином, и идея паломничества в Святую землю была ему близка. О такой поездке мечтали и миллионы христиан в Европе и в Америке.
Первую группу «паломников Кука» из 60 человек сопровождали 77 вооруженных сотрудников фирмы и караван из 87 вьючных лошадей. Главным было обеспечить максимальный комфорт богомольцам. Кстати, уровень его оказался столь высок, что к Куку обратился наследник британской короны принц Уэльский с просьбой включить в следующий тур своих сыновей Альберта и Георга.
Премьер-министр Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии мощный политический инструмент. Для укрепления связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов — в Англию. Политический заказ был выполнен с блеском. Более того, Кук стал возить индусов-мусульман в Мекку.
От Индии Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 г. Суэцкий канал, но и Нил. Кук пустил по нему экскурсионные суда. Путешествие в Египет, включая стоимость билетов на пароходы и поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.
Цены в конторе Кука, действительно, были умеренные. Комфортабельное путешествие вокруг света можно было совершить за 183 фунта 18 шиллингов. Первый кругосветный тур, который был организован Томасом Куком в 1872-1873 гг., длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тыс. миль.
Врезка
Томас Кук ввел систему гостиничных купонов, по которым можно было получить по фиксированной цене номер в отеле во всех крупных городах Британии.
Врезка (в конце)
Сегодня Thomas Cook & Son - крупнейшая на Британских островах туристическая компания. По своим экономическим показателям она — вторая в Европе и третья в мире. На нее работает более 16 тыс. человек. В Россию компания пришла год назад, создав совместное предприятие с ВАО «Интурист». За свою долю компания заплатила $45 млн, еще $30 млн она вложит в развитие СП.