Русский человек всегда был неравнодушен к коже и меху. Можно ли заработать на любви саратовцев к индивидуальной роскоши? Об этом корреспонденту «ДГ» рассказала владелица студии меха Оксана Хабарова.
- Оксана, как давно вы в этом бизнесе? С чего начинали?
- В Саратов я с семьей переехала в 1998 году. Начинала с первого и единственного объявления в газету, после которого появились заказы. Кроме того предложила свои услуги по мелкому пошиву-ремонту одному из саратовских меховых магазинов. Люди приходили ко мне за этими мелочами, их заинтересовавывали какие-то более крупные вещи. Как я говорю: зашей качественно дырку – и тебе человек может заказать шубу. И ровно через год я уже не справлялась с объемом заказов даже летом, причем это были уже не мелкие услуги, а пошив индивидуальных вещей.
- Встал вопрос о расширении?
- Да, если так можно сказать. В 2000 году я зарегистрировала ЧП. Тогда же с помощью родственников удалось купить небольшое – чуть больше 30 кв.м. помещение. Через три года безо всяких кредитов мы уже купили помещение в два раза больше. Сейчас здесь помимо меня работает еще несколько человек, и всем места вполне хватает.
Конечно, можно было бы говорить о переезде в центр, но и хочется, и колется. То, что нам подходит найти достаточно трудно, да и цены высоки. Аренду же для себя не приемлю – нужное нам помещение обойдется в 50-80 тыс. рублей ежемесячно.
- Кто ваши клиенты и как они узнают о вас?
- Менталитет саратовцев таков, что очень многие хотят одеваться в эксклюзивную, стильную одежду. В то, чего нет у других. Услугами саратовцы предпочитают пользоваться по рекомендации. Люди бояться идти в незнакомое ателье, думая, что там могут что-то испортить. Поэтому в нашей работе очень важно сарафанное радио. Люди советуются друг с другом по любому поводу – от того, где лучше поставить набойки на туфли, до пошива шубы. Я, кстати, принципиально против рекламы и, крайне редко размещаю информацию об ателье. Исключение – наш сайт, где можно посмотреть уже выполненные работы.
- В чем заключаются ваши функции в ателье?
- Их очень много. Во-первых, это все, что касается работы с клиентом – прием заказа, подбор материала, примерки, сдача заказа. Помимо этого я занимаюсь построением выкроек и полностью веду технологический процесс. На мне же приобретением материалов, поездки на выставки. Общение с людьми – очень важная составляющая моего бизнеса. Здесь важны личные контакты, умение себя презентовать. В этом смысле очень полезно бывать на различных светских мероприятиях, где можно показать товар лицом, например, интересную жилетку, сумку, и можно познакомиться с новыми людьми. Своих клиентов я, кстати, находила даже в поезде - пока едешь в Москву и обратно можно познакомиться со многими.
- Конкуренции не боитесь?
- Для меня никто в городе не является конкурентом. Я считаю, что каждый из нас заполняет свою нишу. Меховые магазины продают брендовые изделия. Мы, кстати, дружим с одним магазином. И если у них нет нужной вещи, они часто отправляют клиента ко мне. Тоже самое касается меховых ателье: у каждого свой клиент. «Ласка», например, нацелена на производство и на массового покупателя, другие регионы.
- А кто поставщик материалов – Россия или все же заграница?
- Сырье я покупаю импортное. Основные поставщики для дубленочной кожи – Испания, Италия. Меха – норки, чернобурки – покупаю на пушных аукционах. В основном это североамериканские NAFA и SAGA. Большим успехом пользуется американский пушной бренд Blackglama.
В России, к сожалению, качество кожи и меха далеки от западных. У нас покупаю только у охотников мех лисы, куницы, изредка норку – если клиент заинтересован в низкой цене или именно этом цвете. Кроме того, для ассортимента покупаю шкурки интересных цветов, фактур. Их всегда можно использовать при пошиве сумок, аксессуаров, использовать в качестве отделки. Конечно, в статье расходов это можно отнести на незавершенное производство – шкурка может висеть и несколько месяцев, но в конце концов всегда находятся те, кому она понравится. Несколько раз ездила на выставки в Болонью. Там всегда можно найти то, чего у нас нет либо стоит очень дорого. Например, кожу крокодила, питона, варана, может быть интересные аксессуары.
- Цены на готовую продукцию, по-видимому, в основном складываются из стоимости материалов?
- Да, они занимают львиную долю. Например удлиненная дубленка обойдется клиенту в 35-40 тыс. рублей, где в зависимости от материала сырье будет стоить 20-25 тыс. рублей. Остальное – за работу. Норка, естественно, будет стоить еще дороже - набор на норковый полушубок 60 тыс. рублей, на шубу - в полтора раза больше. Работа обойдется в 20-30 тыс. рублей.
- Работа с такими сложными материалами требует соответствующего оборудования?
- Свои первые изделия я вообще шила на машинке «Ягуар». Потом, конечно, приобрели промышленные машинки 22-го класса. Самая классная техника – японская, но цена на них достаточно высока – от 150 тыс рублей. Поэтому пока пользуемся отечественными аналогами и китайскими машинки «Типикал». Цены на них значительно ниже - от 20 тыс. рублей. В числе скорняжной техники есть даже одна старинная машина, наверное, времен войны. Ее продавало ателье из Канады. Она отлично справляется со своей работой, единственный минус – иглы к ней приходится заказывать из Германии.
- Ваш бизнес сильно связан с сезонностью?
- Высокий сезон начинается уже в августе. С этого месяца и до февраля в работе одномоментно может находиться до 70 заказов. Конечно, это сказывается на сроках пошива. Но наши клиенты готовы порой ждать и три месяца и полгода. Поэтому я многих сразу ориентирую на лето, когда в работе 10-20 заказов. Может быть это неправильно, но я к этому отношусь достаточно спокойно. Рентабельность регулируется количеством работников – многие в это время уходят на вольные хлеба. Кроме того, для нас это время аксессуаров и творчества, когда из остатков меха можно сконструировать интересную вещь, картину. В сезон на это просто не хватает времени.
- О расширении бизнеса не думаете?
- Честно говоря, нет. С одной стороны, с увеличившимся объемом в сезон мы можем просто не справиться. Да и контролировать процессы будет гораздо сложнее. С другой стороны, если говорить о росте, то для меня это не число заказов: фабрику я никогда не открою – это не для меня. На данном этапе потребность в развитии для меня выражается в повышении уровня качества сырья и клиента. Интересные материалы, интересные люди – вот, что для меня важнее.