Поиск:


Кто на новенького?
Сейчас в стране активно обсуждается тема вступления во Всемирную торговую организацию. При этом много говорится как о положительных, так и об отрицательных последствиях такого шага. Но, к сожалению, почти ничего не сообщается о степени готовности российской негосударственной системы безопасности к присоединению РФ к ВТО. Пояснить ситуацию в этой сфере отечественной экономики читателям «НВ» согласился Сергей Овчинников, вице-президент Российской академии проблем безопасности обороны и правопорядка, председатель Гильдии негосударственных предприятий безопасности при ТПП Саратовской области, проректор по безопасности СГСЭУ, доктор исторических наук, профессор.

- Сергей Александрович, готова ли сфера государственной системы безопасности к вступлению России в ВТО или нет?

- Я считаю, что, скорее всего, нет. Достаточно рассмотреть возможный сценарий данного процесса и сопутствующие ему угрозы. Прежде всего, наших специалистов негосударственной системы безопасности за рубежом никто не ждет. И не только потому, что их рынок давно поделен. Там -- совершенно иные законодательство, требования к кадрам, документационному обеспечению управления, стандарты и сертификация услуг. Наши предприятия, действующие в этой сфере, не обладают активной стратегией, мощными финансовыми, организаторскими и кадровыми возможностями, отвечающими требованиям мировых стандартов.

С другой стороны, на российский рынок придут крупные фирмы, обладающие подобным потенциалом и давно отработавшие тактику внедрения, реализация которой многократно испытана в странах Восточной Европы и Прибалтики. Им вполне по силам воспользоваться существующими в нашей экономике проблемами и в короткие сроки захватить выгодные позиции на рынке услуг безопасности. Не сомневаюсь, что глубинная разведка всех особенностей наших экономико-правовых основ хозяйственной деятельности и уязвимых моментов ими давно проведена.

- И как это может выглядеть на практике?

- Схема действий зарубежных конкурентов может быть такой. Сначала -- конкуренция за иностранные и российские компании, имеющие существенные интересы за границей. Затем у них сформируется административный ресурс, «свои» СМИ и законодательное лобби. Через приобретенных сторонников будет установлен контроль над наиболее интересными сферами нашего рынка.

В этих условиях судьба отечественной вневедомственной и ведомственной охраны выглядит довольно печальной. Не секрет, что крупный иностранный капитал в России и сегодня развивает лишь один из своих многочисленных видов бизнеса, причем его управляющие центры всегда расположены за рубежом. Значит, сфера влияния вневедомственной и ведомственной охраны постепенно будет сужаться со всеми вытекающими последствиями.

- Почему нам трудно конкурировать с зарубежными компаниями?

- С крупными иностранными фирмами, специализирующимися на обеспечении безопасности бизнес-структур, вневедомственная охрана МВД не сможет конкурировать из-за ее государственного происхождения и принадлежности. Кроме того, это противоречит политике президента РФ, направленной на сокращение влияния государственных органов на процесс бизнеса.

При этом большинство российских негосударственных структур безопасности, действующих в современных условиях, карликовые по сравнению с их западными аналогами. Они не имеют богатых исторических традиций, опыта и кадров, особенно руководящего состава.

- Каковы, на ваш взгляд, основные «минусы» отечественных предприятий безопасности?

- По оценкам многих руководителей негосударственных предприятий безопасности, несмотря на видимую многочисленность таких предприятий и их персонала (свыше 28 тыс. субъектов и около миллиона сотрудников), обстановка в индустрии безопасности России сегодня крайне сложная. Она характеризуется раздробленностью, неуправляемостью, отсутствием общепризнанных правил корпоративной этики, должного правового обеспечения. Неоднократные попытки сплотить участников индустрии безопасности пока не увенчались успехом. К сожалению, на этом фоне не снижается мощный прессинг со стороны различных государственных органов в попытке уничтожить сложившуюся в стране негосударственную систему безопасности, что чревато весьма негативными и трудно прогнозируемыми последствиями.

- Тем не менее вы всегда выступали в защиту этой системы. Чем можете аргументировать свою позицию?

- Государственный патриотизм, присущий большинству руководителей и сотрудников негосударственных структур безопасности, наглядно подтвержден практикой. Они сегодня не только востребованы бизнесом, но и находясь в правовом поле, окупают затраты на свое существование, обеспечивают огромный рынок трудовых ресурсов. Тем не менее государственники, по своей сути бывшие сотрудники правоохранительных органов, являющиеся сегодня кадровой основой отрасли, сейчас остро нуждаются в мощной идеологической и организационно-правовой поддержке государства.

- Какие меры необходимо предпринять для успешной подготовки отрасли к противостоянию серьезному «противнику» в условиях вхождения России в ВТО?

- Сегодня негосударственная система безопасности -- одна из последних отраслей экономики, где процессы монополизации находятся в зачаточном состоянии. Их необходимо интенсифицировать. И один из путей -- увеличение уставного фонда для структур безопасности, осуществляющих свою деятельность с использованием огнестрельного оружия. Уровень их уставного фонда впоследствии должен стать важным показателем для участия предприятий в крупных тендерах, он сыграет огромную роль в улучшении качества предоставляемых услуг, повышении ответственности негосударственных предприятий безопасности за выполнение договорных обязательств, сертификации и стандартизации оказываемых услуг. А кроме того, обеспечит переход на новые, клиентоориенированные, прогрессивные технологии, внедрение эффективного управленческого менеджмента и современного маркетинга.

- Вероятно, начинать надо с конкретизации правоприменительных документов?

- Безусловно, следует незамедлительно решить вопрос о законодательном закреплении взаимоотношений государственных правоохранительных органов и негосударственных структур безопасности, принять усовершенствованный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Создание должной и адекватной требованиям времени правовой основы – гарантия укрепления законности в этом виде бизнеса.

Наряду с этим, назрела необходимость создания Всероссийской ассоциации негосударственных структур безопасности, поскольку только ей под силу осуществить анализ внутренних проблем, собирать и обобщать накопленный опыт этой отрасли, совместно с Торгово-промышленной палатой РФ представлять интересы отрасли во власти, выдвигать законодательные инициативы, защищать интересы субъектов индустрии.

- Образ сотрудника сферы негосударственной безопасности, на ваш взгляд, также нуждается в «корректировке»?

- Я считаю, что давно следовало обратить внимание на формирование позитивного имиджа работника этой отрасли в российском обществе. Население и даже бизнес, с которым она тесно сотрудничает, защищая экономические основы государства, плохо информированы о деятельности и возможностях данной системы. Необходима широкая разъяснительная работа: построение гражданского общества невозможно без создания негосударственной системы безопасности, основой которой должны стать негосударственные предприятия, народные дружины и другие общественные формирования.

Работа в негосударственных структурах безопасности требует глубоких знаний, навыков и подготовки, однако ни в одном высшем учебном заведении страны менеджеров по управлению безопасностью не подготавливают. Нет такой профессии и в государственном реестре (номенклатуре) специальностей.

Необходимо также узаконить деятельность негосударственных предприятий безопасности по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений, участию в военно-патриотической, шефской и спортивной работе с молодежью, поддержании общественной безопасности. Все это возможно реализовать только при поддержке региональных и муниципальных властей, правоохранительных органов.

- Резюмируя, какой основной вывод из вышесказанного вы могли бы сделать?

- Грядущее вхождение России в ВТО ставит перед нами неотложную задачу по реформированию сложившейся негосударственной системы безопасности. Это позволит создать мощный механизм защиты интересов личности, общества, нашего государства в новых условиях. Более того, данную проблему в силу ее важности и актуальности в контексте обеспечения национальной безопасности страны необходимо рассмотреть на высшем государственном уровне.



Ольга КРАСНОВА
2008-02-01


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007