Поиск:


Цена имени
Сегодня основанная в России "Лаборатория Касперского" входит в четверку наиболее крупных антивирусных компаний мира. В странах СНГ она лидер и обгоняет по объему продаж антивирусных программ мирового чемпиона — компанию Symantec. А начиналась компания с капитализацией в несколько миллиардов долларов с простого увлечения.

Человек-бренд

«Я несу личную ответственность за борьбу с вирусами, — так скромно на вопрос о конкурентном преимуществе отвечает Евгений Касперский, генеральный директор и совладелец компании ”Лаборатория Касперского”. — Кто такой мистер Symantec? А мистер Касперский — вот он перед вами!»

Хоть Касперскому и неприятно, когда его узнают на улице, ему приходится мириться с собственным фото на коробках с продуктом и привыкать к риску быть узнанным в аэропортах.

По словам Евгения, и бизнес, и бренд начинались и развивались одновременно. Первые разработанные программы Касперский подписывал собственным именем. А когда пришло время называть компанию, жена Наталия предложила название Kaspersky. Евгений был категорически против, но придумать другое хорошее название не смог.

Вначале к написанию антивируса программист относился как к хобби. Он служил офицером в Советской Армии, а когда наступили «веселые» девяностые, ему удалось заключить два контракта. Один на десять тысяч рублей (тогда на них можно было купить машину), другой — на 25 тысяч. Проект был совершенно безумным: на базе MS DOS на дискетах разрабатывалась система, которую по сложности можно было сравнить с Microsoft Windows и ее офисными приложениями. Было очевидно, что на такой технологической базе она будет нежизнеспособна. Но проект финансировался, и Касперский свою задачу выполнил — разработал технологии и получил деньги. Этот заказ помог Евгению понять, как на разработке софта можно зарабатывать.

К середине 90-х он собрал команду из 15 человек, влачившую поначалу жалкое существование. В 1994-м нашлись первые зарубежные покупатели разработок, что позволило как-то сводить концы с концами. А уже в 1997 году команда получила первые технологические контракты. От немцев и финнов — компаний G-Data и F-Secure.

В какой-то момент Касперский понял, что нужен человек, который вел бы партнерскую сеть, окучивал клиентов, заключал договоры и следил за поступлением денег. Но на зарплату 300 долларов, которую он мог тогда предложить, ни один опытный менеджер не соглашался. И тут помогла жена: быстро научилась, стала много ездить, выучила английский. Всего за год она навела порядок в партнерской сети.

К 1997–1998 годам лаборатория стала экспортной компанией. Когда наступил кризис 1998-го, иностранные партнеры, покупающие лицензии на наши технологии, сделали предоплату. В тот момент Касперский понял: он — богатый человек!

Когда появились деньги, Евгений стал участвовать в выставках. Первый серьезный пресс-тур был подготовлен в 1999 году, в Великобритании. Тамошние журналисты приходили в основном посмотреть на русских. И один за другим задавали вопрос: что вам тут надо? У нас есть антивирусы Symantec, McAfee, Trend Micro, местный британский Sophos, на что вы рассчитываете?

Карнавал как реклама

Для продвижения продукта Лаборатория Касперского активно работает с социальными сетями, совершенствует канал продаж коробочного продукта через розницу. Особое внимание уделяется громким мероприятиям. К примеру, зимой 2010 года фирма спонсировала женскую интернациональную лыжную экспедицию на Южный полюс. Девушки из разных стран решили пробежаться на лыжах с ветерком. Одна из них, китаянка, оказалась клиенткой Лаборатории и попросила помочь. А уже дальше дело подхватили менеджеры: экспедиция прошла под брендом Kaspersky. Ее участницы — представительницы Индии, Сингапура, Брунея и Кипра — впервые достигли Южного полюса. В результате лыжниц вместе с четой Касперских пригласили на прием в королевскую семью Брунея, затем к президенту Сингапура.

Летом было осуществлено роуд-шоу на литерном поезде в столицу российской глубинки город Урюпинск, где прошла конференция «Безопасное завтра Рунета», встреча российского министра связи с блогерами, а для горожан и гостей был устроен на центральной площади концерт и бразильский карнавал. Была идея продолжить этот ассоциативный ряд городами Бобруйск (Беларусь) и Караганда (Казахстан). Касперский считает, что провести подобную конференцию в столице может любой дурак!

Вполне возможно, что кроме антивирусных программ, под брендом Kaspersky начнут выпускаться и товары широкого потребления. Недаром компания Harley-Davidson, намного больше зарабатывает на торговле брендовой одеждой, чем на продаже мотоциклов. Почему бы и нам не попробовать, считает Евгений.

Защита и нападение

Злые языки утверждают, что Касперский сам пишет вирусы. Это неправда, возмущается он и добавляет: «Газеты часто пишут о катастрофах, наводнениях, землетрясениях. Это способствует росту тиражей. Выглядело бы логично, если бы журналисты устраивали все эти бедствия?».

Несправедливо и другое распространенное мнение: вирусы пишут молодые люди, которые таким образом пытаются реализовать свои амбиции. По мнению Евгения,сейчас разработка и распространение вирусов — преступная индустрия. Одни люди придумывают способы, как с помощью вирусов получить деньги. Другие — пишут вирусы, получая за это гонорары. Третьи — управляют процессом.

Один из последних вирусов блокирует работу компьютера и для разблокировки предлагает выслать платное SMS-сообщение на короткий номер. Или при помощи вируса преступники получают возможность пользоваться ресурсами инфицированных компьютеров — такая сеть компьютеров называется ботнет. По этой сети рассылается спам, за распространение которого платят рекламодатели. Есть и другой вариант: преступники, используя миллионы компьютеров-зомби, устраивают DDoS-атаки на веб-ресурсы компаний или интернет-магазины, получая деньги, например, от предпринимателя, желающего насолить конкуренту.

Сегодня стоимость компании измеряется в миллиардах долларов. Касперскому принадлежит чуть больше половины, а всего у нее 9 собственников. Лаборатория – непубличная компания, и в этом Евгений видит определенные преимущества. Хотя в перспективе нескольких ближайших лет у него и есть желание вывести акции компании на фондовую биржу – например, в Гонконге.

Основных составляющих бизнеса в Лаборатории сейчас три: консюмерский и корпоративный сегменты, а также технологический альянс (продажа модулей другим компаниям, на основе которых они разрабатывают собственные продукты). Они приносят 65, 28 и семь процентов доходов соответственно. Перекос в сторону потребительского сегмента фирма старается выправить, бросив усилия на стимулирование корпоративных клиентов.

Касперский считает, что бизнес уже достиг того уровня, когда его уход не станет для компании фатальным. Он намеренно не концентрирует слишком много ответственности в одной точке и потихоньку готовит преемников. И хотя оба сына Евгения, похоже, решили идти по стопам отца, сам себя он считает плохим родителем. «Сыновья в детстве называли меня одним словом: «папа-на-работе». Наверное, это плохо. Моя семья — это моя работа», - говорит Касперский.

Врезка

Евгений Касперский: Мне, как многим технарям, хочется делать hi-tech вещи. С другой стороны, я люблю повеселиться. Поэтому хочется, чтобы бренд Kaspersky ассоциировался с высокими технологиями, надежностью, защитой, а также весельем.

Станислав Прыгунов
2011-03-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007