Поиск:


Лента Мебиуса
При всей внешней замысловатости этой фигуры, суть ее проста – по какой стороне не веди пальцем, поверхность получается одна. Так и в истории с Домом кино, несмотря на различие доводов, целей и устремлений сторон, на поверхность упрямо всплывает одна и та же нерадостная истина: «Кина не будет». А если и будет, то не там, или не то.

Слухи о закрытии Дома кино – а именно так публика привыкла называть здание Нижневолжской студии кинохроники, начали циркулировать среди саратовской общественности еще в январе. Надежды «авось, рассосется», не сбылись. 25 февраля руководство киностудии сделало отчаянную попытку донести до всеобщего сведения мысль о том, что прокат арт-хаусного кино в Саратове может приказать долго жить, и уже 1 марта это случилось. Все сеансы в Доме кино были отменены. Таким образом, саратовцы лишились возможности досмотреть ретроспективу фильмов замечательного американского режиссера Дарена Арнофски (копия оскароносного «Черного лебедя» уже ехала в Саратов), не увидели испанской ленты «Печальная баллада для трубы» и испано- же мексиканской «Бьютифул» с Хавьером Бардемом в главной роли.

Итальянская комедия «Холостые выстрелы», сейчас с успехом идущая в Москве, также благополучно минула наш город, как и фестиваль франко-канадского кино из шести фильмов, запланированный на двадцатые числа. Это только намечавшиеся события марта, что же говорить о последующих месяцах!

Не хочу сейчас касаться судьбы самой студии кинохроники – это тема отдельного материала, хотя убеждена, что таковая в области обязательно должна быть. А вот о нужности и важности арт-хаусного проката готова подискутировать с авторами ряда комментариев, появившихся на саратовских сайтах сразу после пресс-конференции: «Ну, подумаешь, прикрыли кинозал, велика беда! Скачай в Инете и смотри на здоровье». При этом допущение, что фильм на большом экране и экране телевизора – две большие разницы, судя по всему, даже не закрадывалась в головы этих людей.

- К сожалению, в Саратове кинопрокат, как таковой, отсутствовал очень долго, - говорит главный редактор студии Татьяна Зорина. – Выросло целое поколение людей, не знающих, что такое хорошее кино.

По сути, в городе почти потеряно одно из направлений искусства. При этом мало кто задумывается, что позиция «скачать из Интернета» легко может распространиться и на концерты, спектакли, вернисажи. У любого культурного мероприятия есть еще и некий социальный фактор, когда собирается сообщество неравнодушных людей, что-то смотрит, обсуждает – именно этим всегда и славились показы клуба
«Волшебный фонарь». Плюс магия большого экрана – ведь кинофильмы, в отличие от телевизионных передач, изначально делаются с расчетом на него. Существуют специальные методы съемки, технологии, воздействующие на зрителей, на экране же телевизора все это неминуемо пропадает. Не случайно все фильмы, номинирующиеся на Оскар, академики смотрят только на большом экране.

- А как быть с обвинениями в нерентабельности проката?

- Ну, во-первых, кинозал у нас всегда выходил в ноль. Во-вторых, во всем мире показ арт-хаусных фильмов дотируются за счет коммерческого проката. Более того, в Европе государство еще и доплачивает кинотеатрам, чтобы они показывали не только блокбастеры. К сожалению, у нас такой вариант был невозможен. У прокатчиков очень жесткие условия к премьерным показам коммерческих фильмов, наш зал на первый экран никак не тянул. А на повтор после «Пионера» или «Триумф Молла» народ к нам вряд ли бы пошел. Хотя у нас были планы на этот счет, у здания даже надстроили мансарду, чтобы оборудовать в нем небольшой современный зал для более кассовых фильмов.

- Арт-хаусное кино часто упрекают в сложности и непонятности для простого зрителя. Мол, его могут оценить только киноакадемики, дающие ему награды. Вы с этим согласны?

- Абсолютно не согласна. Дело в том, что у нас общество очень плохо владеет медиа-языком. Все представления здесь идут на уровне «нравится - не нравится», «смешно – не смешно». И когда начинаешь студентам это объяснять, они очень быстро втягиваются и подсаживаются на арт-хаус. Это кино очень разное – здесь и мелодрамы, и комедии, и вполне кровавые боевики. Да, оно необычно и очень сильно отличается от того, что показывают по телевизору, но этим оно и хорошо. Ведь никто не предлагает музыкантам прекратить играть симфонии и переключиться на более кассовую попсу, почему же с кино должно быть по-другому? Кинотеатры, специализирующиеся на показе таких фильмов, существуют во многих областных центрах, не только в Москве, и никто на них не покушается.

- Может, Дому кино стоило использовать какие-то более действенные методы для привлечения публики?

- Честно говоря, зрителей в подобных кинотеатрах не много и в продвинутой Европе, это общая тенденция. А действовать насильно…Знаете, на первых «Саратовских страданиях» в зале сидели по три человека. Сейчас – почти аншлаги. Воспитание зрителей – вопрос времени, на обширную же рекламу у нас никогда не было денег. Хотя, повторю, зал работал без убытка. Вряд ли деньги появятся и у нового руководства студии, а потому все разговоры о резком повышении прибыльности зала не имеют серьезных оснований.

- Кстати о «Саратовских страданиях». Фестиваль в этом году состоится?

- Надеюсь, что да. Новый директор студии нам говорит: не бойтесь, проведем. Но ведь фестиваль требует огромной подготовительной работы, практически ежедневной. Формирование программы, переписка с авторами, студиями, посольствами, почетными гостями фестиваля, согласование множества других моментов. Эта не просто некие свалившиеся сами собой на голову ленты, которые надо прокрутить зрителям. Нужна постоянная включенность в процесс.

- Ваши обращения к власти, Союзу кинематографистов дали какие-нибудь результаты?

- Пока нет. Правда, саратовские представители «Росимущества» спросили меня, что я думаю о варианте передачи студии области, не объяснив конкретики. Надеюсь, на очередной встрече разговор будет более предметным. Я понимаю, что здание в центре города представляет для кого-то большой интерес, но зачем ломать хорошую действующую структуру? Ведь лучшее российское и зарубежное кино можно было посмотреть только у нас. Видимо, по сравнению с ценностью здания эти соображения заведомо проигрывают.

Прямая речь

Роман Васильев, арт-директор Дома кино

- Киноклубу «Волшебный фонарь» в этом году исполняется 30 лет, в Саратове подобного опыта работы больше ни у кого нет. Это налаженные связи с посольствами и культурными центрами, с компаниями, занимающимися прокатом арт-хаусных фильмов, в которых нас хорошо знают. Вряд ли за пару месяцев у кого-то другого получится пройти этапы, потребовавшие у киноклуба много лет. Вряд ли «Волшебный фонарь» пропадет без этой площадки, но вот продолжать существовать в прежнем формате без «Фонаря» у Дома кино точно не получится. Очень быстро люди увидят, что мгновенной отдачи от кинопроката ждать не приходится, и прекратят этим заниматься.

Врезка

Сразу две акции, посвященные спасению Дома кино, пройдут на проспекте Кирова. В 6 вечера 11 марта около Салона красоты состоится акция «Бездомное кино». Инициативная группа саратовских студентов покажет на импровизированном экране ролики, описывающие ситуацию. Зрителей приглашают прийти со своими стульями, чтобы почувствовать себя в кинозале – правда, под открытым небом.
А 13 марта участники флэш-моба одновременно трижды "хлопнут" сделанными заранее из картона «хлопушками», применяемыми на съемках, и быстро удалятся. На хлопушках по желанию можно написать личные мысли по поводу закрытия Дома кино.

Форум Sarbc
В дом кино ходят. Не в таком количестве, конечно, как в торговые центры, но ходят. И, что очень важно, дом кино любят. Меня, как и многих, волнует его судьба… Ведь многим же не наплевать - так почему бы хоть здесь не выразить свою позицию открыто и активно? Закрытие Дома кино будет ещё одним шагом в сторону культурной деградации Саратова.
Марина Лайкаск
2011-03-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007