Форум «Стратегия-2020. Региональная проекция», прошедший в Саратове в конце февраля, оставил у саратовских участников неоднозначное впечатление. С одной стороны лестно, когда к тебе приезжают столичные гости и интересуются мнением, с другой стороны – ну, поговорили, а дальше-то что?
Рискну предположить, что подобные региональные выезды для кураторов программы являются чем-то вроде фокус-групп. Приехали в область, по-быстрому получили срез настроений местных экспертов, и вперед – в другие города и веси. Недаром региональные форумы проходят в режиме нон-стопа – каждую неделю новая область. Сами организаторы говорят, что подобные дискуссии для них очень важны, поскольку позволяют услышать разные мнения о путях развития российской экономики и учесть их в дальнейшей работе. Правда, в какой конкретно работе – законодательной, а может, предвыборной, не уточнялось.
Хотя первый круглый стол «Новая элита: роль бизнеса в модернизации страны и региона», блестяще проведенный модератором Андреем Ильницким, был по-настоящему интересным. Генеральный директор института прикладной политики Ольга Крыштановская сообщила, что, на ее взгляд, наиболее перспективная часть российской элиты – бизнесмены: «Сегодня бизнесмены – это самые инициативные люди, новаторы, которые не боятся рисковать и развиваться, - сказала она. – Это важнейшая социальная сила, на которую должны опираться процессы модернизации. И задача власти создать предпринимателям для этого условия, убрать барьеры, которые мешают развиваться».
В ответ на это саратовские участники дискуссии живо поинтересовались – а правда ли, что большая часть бизнеса норовит сейчас «уйти в cash и уехать в Европу»? «Правда, - честно ответил гендиректор ОАО «Российская электроника» Андрей Зверев. – У нас в стране существует слишком больший разрыв между тем, что декларируется властью, и тем, что реально происходит. Чиновники способны извратить любую идею, будь то модернизация или инновация, и превратить ее в кампанейщину. Стимулирование бизнеса перекошено – одни сплошные лозунги».
Андрей Ильницкий напомнил, что предыдущие попытки модернизации страны, проводившиеся Петром I или Сталиным, базировались на страхе, и влекли за собой многомиллионные людские потери. Ненасильственная попытка модернизации экономики будет успешной только в том случае, если все элиты – а к таковым относятся, кроме бизнесменов, политики, чиновники, силовики и экспертно-интеллектуальное сообщество – смогут консолидироваться между собой. Если хоть одна группа выпадет из процесса – ничего не получится.
За чиновников и политиков вступился первый зампред комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов: «Во власти есть разные люди, - заметил он. – Что касается чиновников, то их, в пересчете на тысячу жителей, 7 процентов – во Франции и США, 2,5 процента – в Норвегии, 1 процент – в России, а меньше всего в Литве – 0,6 процента. Дело не в количестве, а в качестве».
Услышав про качество, народ встрепенулся. Директор саратовской консалтинговой фирмы Владимир Турман сообщил, что бизнесменов тоже надо учить – хотя бы в летних школах, как это делается в США. «В России нет проблемы создать продукт, есть проблема продать», - сказал Турман. С ним согласился и представитель центра трансферта технологий СГТУ Станислав Болдырев: «Между изобретением и его внедрением проходит слишком много времени, сами инноваторы плохо представляют, как коммерциализовать свою идею, а хороших руководителей бизнес-проектов мало. Да и изобретать скоро будет некому – технических кружков для молодежи в стране почти не осталось».
Затем дискуссия неожиданно свернула в политическое русло. Представитель саратовского отделения «Молодой гвардии» поинтересовался у столичных гостей, когда же государство даст народу национальную идею, за которой можно будет идти. Ильницкий посоветовал юному партийцу преодолевать патерналистские настроения и самому попытаться ее сгенерировать. «Не стоит ждать, что придет какой-то дядя и скажет – я знаю цель, давайте вкалывать. Это будет рабский труд», - заметил он.
Среди прозвучавших предложений были и нестандартные – от требования радикально сократить число чиновников до совета бизнесменам перейти на трезвый и здоровый образ жизни, раз уж они элита.
Итоги круглого стола подвела Ольга Крыштановская. «Мы должны модернизировать страну, нельзя вечно жить на нефтяной игле и элита это понимает, - заявила она. – К сожалению, голова у нас в светлом будущем, а хвост – в средневековье. Есть Сколково, а в километре от него нет канализации. И что нам делать? Забыть про IT-технологии и строить туалеты? Думаю, все сферы надо развивать одновременно».
Разговор о судьбах страны был продолжен на секции «Экономика инноваций: основа стратегии развития региона». Но то ли народ подустал, то ли присутствие губернатора смущало, дискуссии не получилось – больше это смахивало на производственное совещание. Для затравки Андрей Зверев предложил бизнесу не терять время на те вещи, которые эффективно производят другие страны – китайскую и корейскую производительность труда нам все равно не переплюнуть, а предлагать на экспорт редкий интеллектуальный продукт. То есть – заняться инновациями.
«Инновация – это не финансирование науки, - поддержал его и Андрей Ильницкий. – Это конвертация идей и разработок в какой-то конечный продукт, это то, что в России никогда не умели, к сожалению, делать. У нас были и есть креативные творческие люди, мы всегда блестяще могли что-то сделать штучно. А вот навыков преодоления того, что во всем мире называется «долиной смерти» между идеей, научной разработкой и ее рыночной реализацией, у нас нет».
В общем-то, с ним никто и не спорил. Президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев отметил, что до сих пор законодательно не определено, что такое инновация, нет критериев, которые относят работу предприятия к инновационной деятельности. Следовательно, отсутствуют и налоговые стимулы. «Пока не появятся понятные механизмы поддержки, руководители предприятий, какими бы патриотами они не были, не будут заниматься инновациями – просто потому что это невыгодно», - сказал президент палаты.
Хотя в верху мирового списка успешных инновационных компаний находятся фирмы, предлагающие различные услуги – тот же Google, в России локомотивом инноваций традиционно выступают предприятия оборонного комплекса. Присутствовавшие на форуме руководители заводов «Алмаз» и «Сигнал» рассказали много действительно интересных вещей, хотя чье-то пожелание «поскорее передать разработки гражданке», по-моему, поставило их в тупик.
После заводов о проделанной работе стали отчитываться и другие участники форума – вузы, депутаты, различные компании. И как-то так выходило, что инновационная деятельность в Саратове есть, а вот ощутимого результата почему-то нет. Не сложилось как-то.
Наверное, здесь стоит согласиться с председателем совета директоров «ЭПО «Сигнал» Александром Никоновым, отметившим, что главное в инновационном процессе – практика. Нужно постоянное взаимодействие вузов и предприятий, причем преподавателей и студентов надо привлекать к исполнению реальных проектов – только так можно вырастить хороших управленцев. Университетам же, в свою очередь, необходимо понимание того, в какого рода инновациях нуждаются предприятия, какие технологии намерены применять в будущем – такой своеобразный «short-list» от крупных корпораций.
Сложно сказать, услышали ли это предложение столичные гости. «Давайте признаемся, что мы больше говорили не об инновациях, а модернизации, - отметил в заключение Валерий Драганов. – Это не плохо, главное, что мы говорили. Я убежден, что мы оторвались от пессимистического уныния». И пригласил всех присутствовавших к себе в Москву, в комиссию по инновациям.