Поиск:


На все ноги мастер
События последних лет серьезно повлияли на конкуренцию на рынке обуви. Преимущество получили крупные российские розничные сети, имеющие устоявшиеся отношения с партнерами и постоянную аудиторию покупателей. Кроме того, импульс к развитию получили сети-дискаунтеры, пополнившие свою аудиторию за счет покупателей, перешедших из среднего и высокого сегментов.

По экспертным оценкам, объем обувного рынка составляет 12–15 млрд. долларов, или 400 млн. пар обуви в год. В том числе официальный импорт – 220 млн., российское производство – около 60 млн. пар, остальное – «серый» импорт». Средняя закупочная цена одной пары обуви при этом составляет 10-15 долларов США. Основным поставщиком обуви в нашу страну является Китай – его доля в общем объеме импорта колеблется, по разным оценкам, от 70 до 85 процентов.

Российский национальный обувной союз прогнозирует, что в 2011-2012 гг. рынок обуви в нашей стране будет расти на 12-15 процентов в год. Основания для оптимизма есть – согласно исследованиям компании MAR Consult жители крупных городов стали больше тратить на одежду и обувь – в среднем, эти расходы сейчас составляют 6500 рублей в месяц.

Оживление хорошо заметно и в Саратове – за последний год в городе появилось множество небольших магазинчиков, торгующих, как правило, весьма разношерстной обувью. О перспективах обувного рынка, а также подводных камнях, ожидающих начинающих предпринимателей, «ДГ» рассказал коммерческий директор ТД «Лицей» Сергей Белоус.

- Сергей, как на ваш взгляд – насколько плотно в Саратове оккупирована сейчас обувная ниша? Есть ли смысл осваивать этот рынок новым игрокам?

- Мне кажется, такой смысл есть всегда. Другое дело, что сегмент недорогой китайской обуви явно перенасыщен. С 2008 года, когда покупатели начали считать деньги, все кинулись поставлять дешевую обувь, которая в таком количестве сейчас уже не разбирается. Люксовый сегмент в нашей области, по понятным причинам, ограничен. А вот ниша средней по цене и качественной обуви пока не так заполнена, да и марок в ней представлено не много.

- Что нужно предпринимателю, чтобы начать обувной бизнес? Связи в Китае?

- Совсем не обязательно. Можно поехать на любую крупную выставку и заключить на ней контракты с оптовиками, поставляющими нужные бренды. Такие выставки четыре раза в год проходят в Москве, за европейской обувью, как правило, едут в Милан – на мартовскую или сентябрьскую выставки. Напрямую же с Китаем сотрудничают только крупные сети – если китайские производители отпускают обувь одной модели в количестве не менее 120 пар, то у оптовиков можно заказать всего одну-две коробки.

- А объем начальных инвестиций? Например, для магазина площадью 50 квадратных метров?

- Для закупки коллекции нужно не меньше ста тысяч долларов, причем 30 процентов суммы уйдет на предоплату, остальное – по факту поступления товара. Рынок открыт, нужны лишь деньги, желание, ну и понятие об обувном бизнесе. А то часто бывает – съездили в Милан, заказали под впечатлением коллекцию, а потом плохо стало – ну не идет она! Вообще, самая распространенная ошибка начинающих байеров – закупать то, что нравится самому.

- Как же быть? На чей вкус им ориентироваться?

- Нужно формировать общую картину, смотреть, что нравится публике. Следить за модными каналами, журналами, понимать, какую одежду сейчас носят, с чем выбранная обувь сочетается, а с чем – нет. И, конечно, посещать выставки.

- Что в Саратове продается хуже всего?

- Пожалуй, так называемый sport-fashion – всякие гламурные кроссовки со стразами или рисунками. Если говорить о цветовых предпочтениях, то 90 процентов покупаемой саратовцами зимней и осенней обуви – черная. Так что у красных сапог залежаться гораздо больше шансов.

- А обувь на каблуках? Она тоже вся уходит? Ведь в Европе ее практически не носят.

- Любовь россиянок к высоким каблукам рациональному объяснению не поддается. Действительно, в той же Италии такие туфли одевают в очень редких случаях – в основном, на светские мероприятия. У нас же женщины готовы на каблуках чуть ли не мусор выносить.

- Кстати об Италии – приходилось слышать, что итальянская обувь не предназначена для российских тротуаров. Это правда?

- В чем-то, да. Кожаная подметка, наборные каблуки – все это рассчитано на сухую европейскую погоду. Поэтому итальянскую обувь покупают люди, ездящие в машине, а не наматывающие километры пешком. И, потом, такой обуви у человека должно быть несколько пар – ее нельзя носить постоянно, итальянским ботинкам надо «отдыхать», когда их набивают бумагой и ставят на несколько дней полку. Но ниша недорогой – до 5 тысяч рублей за пару – комфортной итальянской обуви очень перспективна. Мы сами хотим ею активно заняться.

- Итальянскую обувь тоже лучше закупать у оптовиков?

- По крайней мере, проще. Их производители очень дифференцированы – колодки вытачивают одни фабрики, подошвы делают другие, стельки – третьи. Пока все соберешь, намучаешься. Кстати, кожу итальянские обувщики по большей части закупают в России, но необработанную, в сыром виде, и сами ее доводят до ума. Если говорить об особенностях работы, то с незнакомыми российскими покупателями итальянские поставщики не слишком церемонится – могут задержать отправку товара, или пообещать внести изменения в колодку и не сделать этого. Так что к таким вещам тоже нужно быть готовым.

- Какие последние тенденции в обувной моде?

- На январской выставке было много дутых зимних кроссовок и обуви типа сабо – даже с мехом внутри. А вообще, производители во всем мире сейчас стараются унифицировать выпускаемую линейку и не шарахаться каждый сезон из крайности в крайность.

- «Лицей» занимается обувью с 1994 года, однако в последнее время вы сузили ассортимент буквально до монобренда – датской обуви ЕССО. Почему?

- Действительно, мы перепробовали практически все – от дешевой китайской до супердорогой итальянской обуви, были годы когда у нас работало по 12 магазинов. Сейчас действуют четыре: три «ЕССО» и один мультибрендовый «Italiano Vera». ЕССО мы начали заниматься еще в 1998 году, когда их обувь казалось для Саратова жутко дорогой, а продажи были маленькими. Но в итоге на ней и задержались.

- Вы работает по франшизе?

- Да, и в соответствии с условиями договора должны утверждать в головной датской компании проекты новых магазинов и их интерьер, обеспечивать необходимый объем продаж (для городов-миллионников это 5000 пар в год) и т. д. В этом году планируем открыть магазин в Балаково, в следующем – в Энгельсе. Ну и итальянской обувью будем, как я уже говорил, активнее заниматься. Что касается других направлений, то на них, честно говоря, не хочется распыляться.

- В Саратове есть несколько крупных игроков на рынке обуви. В первую очередь, это сеть бюджетных магазинов «Обувь-Сити» и обувной конгломерат, закрывающий большинство ценовых сегментов – «Времена года», «GO», «De», «Inrigue» и «Рандеву». Разве стратегия последних не оправдана?

- Возможно. Если есть средства и силы, то почему бы и не расширяться? Хотя среди более мелких игроков, я думаю, будет неизбежная частая смена.

- Что быстрее окупается – отдельный магазин или отдел в большом торговом центре?

- Сложно сказать, в торговом центре – «Триумф-Молле», мы присутствуем лишь пару месяцев. Посмотрим. Хотя, могу сказать, что и в Балаково, и в Энгельсе мы планируем открывать отделы именно в ТРК.

- По статистике, наиболее часто в Интернет-магазинах покупают одежду и обувь. Вы ощущаете конкуренцию?

- Да нет. Мне кажется, безбоязненно заказывать через Интернет можно лишь спортивную обувь, модельную обязательно надо мерить. Тут все слишком индивидуально.

- Что вы посоветуете начинающим предпринимателям?

- Не обманывать покупателей недобросовестной рекламой. Часто видишь громадные буквы на витрине – скидки до 70 процентов. Зайдешь в магазин, а там такая всего одна пара. Остальная обувь как стоила, так и стоит. Покупатель будет неизбежно разочарован и в следующий раз в ваш магазин просто не придет. А восстановление доверия – штука долгая.

2011-02-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007