Поиск:


Жизнь на MARSe
Компания Mars одна из самых загадочных на американском бизнес-олимпе. Хотя ее доходы исчисляются миллиардами долларов, а продуктовый портфель содержит множество брендов, вокруг которых можно построить отдельный бизнес, компания до сих пор является частной. Ключевые роли в ней играют члены известной семьи, приходящиеся внуками основателю компании.

Ее основатели никогда не стремились к личной известности. Такая закрытость породила массу слухов, циркулирующих вокруг компании. Многие утверждали, что руководитель компании Форрест Марс ежедневно устраивает обход, в ходе которого пробует на вкус всю продукцию Mars, включая корм для животных! Как бы там ни было, рассказать об этой компании явно стоит.

Батончик раз, батончик два

История Mars уходит корнями к 19 веку. В 1883 году на свет появился будущий основатель шоколадного гиганта Франклин Клеренс Марс. Родители Фрэнка жили достаточно бедно, так что ему рано пришлось повзрослеть, выйдя на работу. В возрасте 19 лет он уже вовсю торговал сладостями. Именно с этого момента он вошел в индустрию, которая и определила всю его жизнь.

В 28 лет Фрэнк оставляет работу и решает начать собственное дело. Вместе с женой Этель он начинает торговать сладостями, открыв свой кондитерский магазин прямо в своем доме. Вся торговля шла через окно кухни семьи Марсов. Продажи начали быстро расти и супруги основали компании под названием Mar-O-Bar. Это случилось в 1911 году. Идея, изменившая всю жизнь Фрэнка, пришла к нему совершенно случайно. Однажды он направился вместе с сыном в магазин. Форрест (так звали маленького Марса) попросил отца купить ему шоколада. В то время шоколад продавался только на развес. Это было не очень удобно – шоколад быстро пачкал руки. Именно в тот момент Фрэнк подумал, а почему бы не начать продавать небольшие ломтики шоколада, завернутые в фольгу?

Батончик Milky Way стал хитом в считанные дни. Продажи начали расти ежегодно, а компания открывала для себя все новые и новые рынки. В 20-е годы у Mars появится своя фабрика в пригороде Чикаго, а вместе с ней и легендарный батончик Snickers, до сих пор являющийся одним из флагманов продуктовой линейки Mars.

Тем временем Форрест Марс заканчивает Йельский университет и открывает свое дело – правда, на деньги отца. В 1932 году он приобретает помещение под фабрику в городе Слоу. Именно на этой фабрике впоследствии родится еще один легендарный батончик – Mars. Стоит отметить, что первые шаги в производстве шоколадных батончиков давались Форресту нелегко. Но в отличие от отца он не был помешан только на кондитерских изделиях. Форресту была совершенно не чужда идея дифференциации. Нет ничего удивительного в том, что именно с его легкой руки в ассортименте компании появились корма для животных, такие как Whiskas и Pedigree. Но главное открытие Форреста появится несколько позже – им станут популярные ныне конфеты M&M.

Тает во рту

Идея M&M пришла к Форресту во время деловой поездки в Испанию. Там он и увидел конфеты, ставшие прообразом M&M. Проблему таяния в руках шоколадок – особенно, в жаркие дни, Форрест Марс решил при помощи специальной защитной оболочки, которой покрывались все конфеты M&M. Успех новых конфет был настолько велик, что Марс-младший принял решение сменить название компании на M&M Ltd.

Следующим важным шагом для Марса стала покупка компании Uncle Ben’s – лидера на рынке риса быстрого приготовления. Это был еще один важный ход в плане диверсификации. А в 1964 году он объединил свою компанию с детищем отца. Появилась компания M&M/Mars, которая уже тогда поражала своей мощью, и количеством успешных брендов в продуктовом портфеле. Однако, ни о каком выходе на биржу не шло даже и речи. Форрест считал, что компания должна оставаться достоянием семьи. По крайней мере, до его смерти говорить о продаже хоть какой-то части компании было бессмысленно.

Революция в управлении

Форрест Марс никогда не афишировал свой достаток. Он вообще не любил, когда о нем слишком много говорили. Тем не менее, известно о некоторых революционных ходах, которые предпринимала Mars в отношении своих сотрудников. Во-первых, в Mars присутствовал очень жесткий контроль за качеством продукции. При этом Форрест всегда переходил на личности, когда появлялись те или иные проблемы. Он открыто критиковал людей, допустивших промахи. Впрочем, это не значит, что он не ценил сотрудников. Вовсе нет! Он прекрасно понимал, что судьба его компании зависит от них, и старался организовать для них самые лучшие условия.

Второй важный момент заключался в том, что в Mars отказались от личных кабинетов и каких-либо перегородок, отделявших сотрудников друг от друга. Это было сделано специально, чтобы сотрудники могли почувствовать себя командой. Наконец, стоит отметить, что у компании появился свой центр обучения сотрудников. Это произошло в середине XX века, и было действительно революционным новшеством. В целом, это лишь малая часть того, что сделал для компании Форрест Марс.

Сегодня Mars принадлежит уже третьему поколению семьи. Если быть точнее, то ее судьбу решают внуки Фрэнка – Жаклин, Форрест-младший и Джон. При этом от непосредственного управления компанией они отошли. Генеральным директором Mars является наемный управляющий Пол Майклс. Что удивительно, так это, что Mars до сих пор является частной компанией. Возможно, самой крупной частной компанией в мире. Судите сами, доход компании за 2009 год превысил 25 миллиардов долларов, при этом в ней работало 48 тысяч человек.

Шоколадка по телефону

Сегодня Mars старается соответствовать современным веяньям, и прилагает все усилия для того, чтобы использовать высокие технологии в своем продвижении, а заодно представить продукцию более полезной для здоровья (да, в Mars отказываются от многих вредных ингредиентов). Компания стала первой, начавшей продавать реальные товары через социальную сеть Facebook. Суть заключалась в том, что любой участник Facebook мог подарить своему другу шоколадку Mars. Для этого нужно было просто оплатить ее и указать получателя. Тому высылался специальный код на мобильный телефон, предъявив который в специальных партнерских магазинах Mars и Facebook, он мог получить шоколадку. Если говорить о спорте, то тут Mars изменила содержание большей части своих продуктов. Так, одноименный батончик стал менее калорийным, и лишился различных искусственных ароматизаторов. Кроме того, в Великобритании бренд постоянно устраивает рекламные акции, с целью привлечь англичан к проблеме здорового образа жизни. В общем, сегодня компания развивается, и выглядит как никогда хорошо. Может быть, в ближайшие годы мы увидим, как американский гигант все-таки выйдет на IPO? Возможно, хотя и верится в это с трудом…
Станислав Прыгунов
2011-01-14


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007