Нехватка квалифицированного персонала – одна из наиболее актуальных проблем, мешающих развитию бизнеса. В этом уверены большинство российских компаний. О том, как предприятию найти своего сотрудника, а человеку – работодателя, говорили на всероссийской конференции «Управление персоналом», организованной бизнес-центром «Эксперт».
Несмотря на то, что около половины ищущих работу, предпочитают делать это с помощью друзей и знакомых (ВЦИОМ, октябрь 2010г.), роль Интернета все больше растет. По данным агентства HeadHunter в этом году в рунете размещались около 43 миллионов резюме и вакансий, причем 78 процентов работодателей находят персонал именно с помощью Интернета. Однако если в столицах этот процесс привычен и отработан, то в регионах он только начинается.
- Интернет позволяет установить очень быстрый контакт между компанией и ее потенциальным сотрудником, - считает директор HH в Поволжье Надежда Борисова. – Печатные СМИ в этом плане явно проигрывают. Причем самым незатратным инструментом для работодателя являются собственные корпоративные сайты. Несмотря на очевидность этого, компании, на сайтах которых есть разделы «Вакансии» или «Карьера» составляют всего 20 процентов.
Инструментами Интернет-рекрутинга являются также социальные сети и блоги, профессиональные сообщества и различные job-сайты. При этом с помощью соцсетей находит работу каждый пятый соискатель. Что касается специализированных сайтов, то часть их представляют собой обычные доски объявлений, и лишь некоторые позволяют работодателю активно управлять процессом поиска – фильтровать резюме по заданным параметрам (например, наличию собственного автотранспорта для торговых представителей), размещать тесты для соискателей или видеоролики, рассказывающие о предприятии.
Надежда Борисова уверена, что при поисках работы люди ориентируются не только на размер зарплаты. Такие разделы, как интервью с инсайдером, виртуальный тур по компании или видеовакансия помогут соискателю лучше сориентироваться и прийти на собеседование подготовленным, а самой компании – выделиться в ряду других.
С помощью НН, как правило, ищут работу высококвалифицированные специалисты. А вот сайт Career.ru предназначен для студентов и выпускников вузов. Массовые позиции – так называемые «синие воротнички» представлены на портале joblist.ru. Причем данная категория соискателей начинает пользоваться Интернетом все более активно.
Исходя из публикуемых на сайте вакансий и резюме специалисты НН анализируют региональные рынки труда. Наиболее активно работодатели Саратовской области искали сотрудников в марте и августе этого года – на эти месяцы пришлись пики размещения вакансий. Общее же количество публикуемых вакансий выросло по сравнению с прошлым годом на 40 процентов. «Летом мы заметили, что рынок труда ожил, соискатели почувствовали небольшую свободу и были готовы к новым предложениям, - отмечает директор НН в Поволжье. – Но в ноябре ситуация изменилась, предложений о работе стало меньше. Сейчас на одну вакансию приходится примерно два соискателя».
Средняя зарплата, предлагаемая саратовцам на НН, снизилась по сравнению с прошлым годом на тысячу рублей и составила 21,5 тыс. руб. В Энгельсе предложения еще меньше – 18 тыс. рублей. Что касается соискательских ожиданий, то саратовцы, в среднем, хотели бы получать 25 тыс. руб, жители Энгельса – 10 тыс. руб. При этом самой популярной зарплатой как у компаний, так и у людей, ищущих работу, являлась сумма в 20 тысяч рублей.
Более половины женщин готовы работать за 20 тыс. руб. и менее, среди мужчин таких желающих вдвое меньше. Наибольшее количество мужчин-соискателей(25%) хотели бы получать 20-30 тыс. руб., а наибольшая доля женщин (27%) всего лишь сумму до 15 тыс. руб. как мы видим, до равенства полов в зарплатном вопросе саратовцам еще далеко.
Если говорить о структуре спроса, то самым популярным направлениями были продажи (33 %), информационные технологии (10%) и бухгалтерия. Эти же отрасли лидировали и по количеству размещенных резюме. Наибольший дисбаланс наблюдался в отраслях «добыча сырья» и «начало карьеры».
Здесь число соискателей в 8 и 5 раз соответственно превышало количество предложений. Деятелей искусства, сферы развлечений и масс-медиа, юристов и учителей работодатели ищут в два с половиной раза меньше. Зато спрос в таких отраслях, как автомобильный бизнес, транспорт и логистика, медицина пока не компенсирован.
Лист ожидания
«ДГ» воспользовалась случаем задать несколько вопросов поволжским представителям НН Надежде Борисовой (Казань) и Анфисе Егоровой (Самара).
- Отличается ли картина в других городах Поволжья?
- В общем-то, везде примерно то же самое. В Самаре чуть выше предлагаемая зарплата – на 2-5 тысяч рублей, а ожидания аналогичны саратовским. Более ощутима разница с Удмуртией и Ульяновском – здесь ниже и заплаты, и ожидания. Тройка лидирующих отраслей в категориях спрос-предложение одинакова во всех регионах.
- Не кажется ли вам, что с развитием Интернет-технологий традиционные кадровые агентства тихо скончаются?
- Да, это уже происходит. Особенно это касается информационных кадровых агентств, не осуществляющих активный поиск персонала, а просто собирающих и публикующих вакансии и берущих за это деньги с соискателей. Рекрутинговые агентства, особенно специализирующиеся на каких-то определенных отраслях, или топовых позициях, думаем, останутся. Обращаться в агентства предпочитают и небольшие компании, не имеющие в своем штате HR-специалистов. Или когда персонал подбирают на условиях анонимности и директор предприятия не хочет посвящать в эти вопросы собственных кадровиков.
- Насколько быстро растет Интернет-рекрутинг?
- Где-то на 20-22 процента в год. Традиционно более продвинута в этом плане молодая аудитория. Хотя мы видим, что люди от 45 лет и старше тоже активно начинают пользоваться Интернетом. Если говорить о топ-менеджерах, то не так давно вся Казань обсуждала резюме бывшего министра информации и печати Татарстана, появившееся в открытом доступе. Пока это единичные случаи, хотя скоро, как и на Западе, станут обычным явлением.
- Какие новые проекты запускает в регионах HeadHunter?
- Это электронные терминалы по поиску работы. Предназначены они для «синих воротничков», не очень уверенно пользующихся Интернетом. Терминалы же максимально просты и напоминаю те, что устанавливаются для оплаты мобильной связи и сбора других платежей. С помощью него человек может не только просмотреть вакансии в своем регионе и по своей специальности, но и разместить составленное по определенному шаблону резюме. Такие терминалы установлены в Москве, Питере, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Сейчас ведутся переговоры с центром занятости в Самаре.