В декабре прошлого года Торгово-промышленная палата России отметила двойной юбилей – 90 лет со дня выхода указа о российских торгово-промышленных палатах и 75 лет со дня образования ТПП Российской Федерации. В этом номере «НВ» мы продолжаем публикацию материалов из истории объединений предпринимателей – прообразов современных торгово-промышленных палат. Китайские торгово-промышленные палаты
Во второй половине XIX века существовавшие в Японии корпоративные организации представителей промышленности, так называемые kumiai, обратились к правительству с просьбой «получить от государства официальное название, чтобы иметь право принуждать к вступлению в число своих членов всех торговцев и промышленников своего района». На основании данной просьбы государство приняло в 12884 году закон, согласно которому могли быть учреждены гильдии с обязательным членством при условии согласия трех четвертей представителей промышленности и торговли данного района. Кроме того, данные гильдии не имели права заниматься коммерческой деятельностью, а их уставы должны были утверждаться правительством.
Одновременно с гильдиями в рамках данного закона стали создаваться торговые и торгово-промышленные палаты, «состоящие отчасти из представителей гильдий и других корпораций. Торговая палата Токио была основана в 1891 году.
довоенные торговые и торгово-промышленные палаты Японии действовали по континентальной модели, где законодательно было утверждено обязательное членство.
После окончания войны в 1945 году Япония стала интенсивно восстанавливать национальную экономику, и с 1 августа 1953 года правительство издало специальный закон о торгово-промышленных палатах, где был использован традиционный опыт и возможности «англосаксонской модели». В нем были определены следующие отличительные признаки новых палат:
- правовой признак: статус общественного права. Национальная палата имеет право законодательной инициативы (местные палаты такого права не имеют);
- территориальный принцип: в каждом городе может находиться только одна торгово-промышленная палата;
- многосекторность: членами палат могут быть большие и малые предприятия из различных секторов экономики;
- политическая нейтральность: палаты не должны заниматься политической деятельностью;
- коммерческая нейтральность: палата не должна заниматься коммерческой деятельностью;
-условие вступления в палату: добровольное;
- принцип внутренней организации: независимая, самоуправляемая.
По мнению М. Пилгрима и Р. Мейера, немецких исследователей, крупные компании Японии имеют особый статус, согласно которому они обязаны регистрироваться в местных (городских) торгово-промышленных палатах, платить членские взносы и участвовать в работе общих собраний палаты. В настоящее время каждый крупный город имеет свою торгово-промышленную палату, число которых в Японии достигло 523 на 1999 год.
Японская торгово-промышленная палата является центральной организацией для всех 523 местных торгово-промышленных палат. При центральной палате действуют 16 комитетов и 5 специальных комитетов. Местные палаты участвуют в .деятельности комитетов, в рамках которых проводятся исследования, контроль за принятыми решениями и, с согласия исполнительного совета ЯТПП, подготовка предложений правительству страны.
Анна МУХИНА
В статье использованы материалы книги одного из основателей ТПП Саратовской области Виктора Федотова «Торгово-промышленные палаты» и сайта www.altpp.ru.