Поиск:


Хранитель города
В Саратове живет и творит замечательный скульптор – Андрей Щербаков. Его скульптуры, представленные на выставках, всегда интересны зрителям, а памятники, созданные Андреем, в том числе и в соавторстве с братом Сергеем Щербаковым, органично вписались в городскую среду.

- Андрей, сейчас вам 45, вы вступили на порог творческой зрелости. А когда определился ваш путь художника-скульптора?

- Ещё в юности, когда пристрастием к скульптуре меня заразил мой старший брат Сергей. Учился в Саратовском художественном училище, затем – в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Делал керамические скульптуры и выставлял их на реализацию в художественных салонах. В это время – начале 90-х – произведения искусства в Москве и Петербурге охотно покупали иностранцы. Чуть позже первые галереи появились и в Саратове. Система госзаказов разрушилась, и художники учились зарабатывать себе на жизнь самостоятельно.

- Какая из ваших скульптур послужила для вас точкой отсчета, и что за модель вдохновляла вас?

- Я думаю, что ею стала моя дипломная работа. Она состояла из нескольких скульптур, объединенных в серию и вызвавших неудовольствие педагогов и комиссии. В тот момент от меня требовали строгого следования классическим канонам, а мне уже хотелось интерпретировать на тему. Одна из скульптур той серии «Березка», выполненная в керамике, сохранилась и по сей день. А что касается модели для многих моих работ, то ей стала моя жена Наташа. В ней мне повезло найти не просто модель, а обрести музу и сегодня вдохновляющую меня.

- А какие-то явления или конкретные личности в искусстве оказали влияние на формирование ваших идеалов?

- Я думаю, что какие-то идеалы закладываются еще в юности, в подсознании. Позже, бродя по ленинградским музеям, познакомился с работами великих художников, каждый из которых по-своему гениально видел женщину. На всю жизнь мне врезались в память скульптуры Бурделя, Майоля, Вигеланда, Климта, Модильяни. И в то же время я до сих пор не устаю открывать для себя гениальных Леонардо да Винчи и Микеланджело, понимая, что через столько веков до них невозможно дотянуться. Если же говорить о современниках, то для меня примером служения искусству стал Эрнст Неизвестный.

- Что бывает сложнее в работе - придумать новый образ или довести его до логического завершения?

- Вообще, идеи рождаются достаточно быстро и легко. Как правило, это происходит в графических эскизах. Большинство их так и остаются в первоначальном виде, но некоторые, «отлежавшись» становятся прообразами более серьезных вещей. Часть рисунков материализуется в вышивках - так целая серия орнаментальной графики стала основой «Вышитого проекта», полюбившегося и в Самаре, и в Москве. Есть идеи, которые удивительным образом подходят для реализации в авторских ювелирных изделиях (к примеру, миниатюрная статуэтка, выполненная в серебре). Ну, а ряд эскизов воплощается в рельефах, гобеленах, соединённых со скульптурной основой, и т.п.

- Как я понимаю, реализация каждого направления вашего творчества имеет свою специфику. А что является самым сложным в вашей работе?

- Безусловно, воплощение в материале. После создания эскизов на бумаге, скульптор изготавливает восковую модель, этот процесс сам по себе непростой и трудоемкий. Далее скульптура отливается в металле – поскольку лучшим материалом для многих композиций является бронза, на ее покупку художнику необходимо потратить значительные средства. И, конечно, любой уважающий себя скульптор не станет заказывать литьё у непрофессионалов – в этом случае возникает угроза искажения авторского замысла. Поэтому я работаю с лучшими московскими литейщиками, а это тоже требует денег. Получается, когда одно из моих произведений, наконец-то, находит владельца, средства от его реализации полностью вкладываются в дальнейшее производство.

- И все же, несмотря на все трудности, вы много достигли. Профессионализм постоянно подтверждается вашим участием в выставках и конкурсах. Могли бы вы назвать самые важные победы?

- Каждая работа по-прежнему дорога мне. Приятно, что некоторые произведения особенно высоко оценили эксперты различных конкурсных комиссий. К примеру, скульптура «Дом для женщины» стала победителем конкурса ПФО «Золотая палитра-2007», а также призером 10-ой региональной выставки «Большая Волга», проводившейся в 2008 году в Чебоксарах. Особым признанием у зрителей и у жюри пользуются также скульптуры «Маркиза» и «Японская красавица». Сейчас мне интересно реализовывать свои идеи не только в малых и средних скульптурных формах, но и в памятниках, парковых скульптурах, памятных досках. Их в Саратове сильно не хватает, а мне хочется видеть родной город достойным уважения и восхищения.

- Что уже удалось сделать в этом направлении?

- Я доволен своим «Памятником студенту» (2005г.), установленным перед зданием СГЭУ и памятником Василию Разумовскому, первому ректору Саратовского медицинского университета, выполненный к его 100-летию (2009г.). Есть проект памятника «Ангел-хранитель города», с которым можно было познакомиться на выставке в областном краеведческом музее «Художник - городу». Может быть, этот ангел сможет уберечь наш город от дисгармонии и проблем?

- На ваш взгляд, что могло бы помочь в реализации ваших проектов, посвященных городу? Может быть, нужны специальные конкурсы?

- Думаю, и власти, и художественные комиссии, действительно, должны работать над созданием привлекательного образа нашего города, помогать архитекторам и художникам в реализации их творческих идей на благо Саратову и людям, живущим в нём. На сегодняшний момент у нас не только не хватает финансирования, но и нет системы проведения отбора социально значимых художественных проектов. Опыт же участия в конкурсе, объявленном одним из местных банков, оставил меня, мягко говоря, в недоумении. В ходе отбора мой проект отсеялся, а через какое-то время я увидел свою идею, материализованную под другим именем. Еще больше горечи вызывают конкурсы, когда в результате их проведения побеждают полупрофессионалы. Если такого рода победы связаны с минимизаций затрат на финансирование проектов, не думаю, что это правильно. Нельзя экономить на возведении памятников, которые могут стать символом города.

- А какой подход могли бы предложить вы?

- На мой взгляд, судьбу социально значимых художественных проектов должна решать очень компетентная и ответственная комиссия, обязательно включающая крупных деятелей искусства, руководителей музеев, архитекторов. Может быть, тогда, когда будет выбран образ, который смогут понять и полюбить тысячи саратовцев, и вопрос с инвестициями на создание памятника будет решаться продуктивнее.

Врезка

Впереди у Андрея – серия рождественских выставок, а главное, подготовка к персональной выставке в музее им. К.Федина (апрель 2011г.) и выставке «Красные ворота», организуемой Саратовским отделением РАХ (май 2011г.).
Юлия Сергеева
2010-11-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007