Во всем мире – да и последнее время в России – активно говорят об использовании альтернативных возобновляемых источников энергии. В основном это солнце, ветер, тепло земли, а также переработанные сельхозкультуры.
Однако если во всем мире эта тема уже давно реализуется и есть множество конкретных проектов, воплощенных в жизнь и успешно работающих, то в нашей стране все находится на уровне идей и разговоров. Несмотря на широчайшие перспективы этого направления бизнеса и выказываемую заинтересованность в нем государства, до сих пор законодательно не урегулирован целый ряд вопросов.
В результате сегодня в России в целом и в Саратовской области в частности, эта сфера деятельности, несмотря на потенциал, находится в зачаточном состоянии.
В нашем регионе есть достаточно много предпосылок для возникновения и активного развития альтернативной энергетики. Так, по данным директора ГАУ «Агентство энергосбережения» Саратовской области Владимира Федечкина, Саратовская область имеет огромные перспективы в плане биотоплива, полученного от переработки отходов, в частности, отходов птицефабрик и сельхозпредприятий. Только одна птицефабрика дает 30 тонн отходов в день. Главный вопрос, в том числе и для бизнеса – рынок сбыта. По словам эксперта, Россия и Украина сегодня являются главными поставщиками такого рода топлива на мировой рынок. При этом внутри нашей страны оно практически не находит применения.
Что касается Саратовской области, то в дальнейшем при поддержке агентства энергосбережения в ряде районов планируется построить заводы по производству топливных гранул из отходов сельскохозяйственного производства. На данный момент разрабатываются программы для муниципалитетов по переводу объектов бюджетной сферы и ЖКХ с электрического отопления на котлы, работающие на биомассе.
Несколько хуже в регионе обстоят дела с ветровой и солнечной энергией. По словам Владимира Федечкина, широта, на которой находится Саратовская область, позволяет практически круглогодично получать солнечную энергию. В сочетании с тепловым насосом такие установки имеют шансы на жизнь. А вот с ветром губернии не повезло. По словам главного инженера ООО «Гелиос» Антона Ильина, ветряки крутятся при скорости ветра не меньше 3 м/c, но чтобы ветряк вышел на свою номинальную мощность, скорость ветра должна быть равна 9-12 м/с, что возможно скорее на берегу моря, чем в у нас.
Главной же проблемой по словам экспертов остается несовершенство законодательства. «У нас в стране нет законодательной базы, позволяющей производить это электричество и продавать его, - поясняет Ильин. - Здесь необходимо полностью развивать всю инфраструктуру и, прежде всего сети, а это стоит колоссальных финансовых затрат. Без поддержки государства бизнесу не обойтись, оно должно активно включаться в эту работу, в том числе и ту, что касается строительства производственных баз у нас в России. К сожалению, государство пока особой активности не проявляет. Эта тема муссируется, но реальных дел в этом направлении пока нет.
- Во всем мире «зеленая» энергетика поддерживается государством в плане дотаций и льгот, - соглашается с бизнесом министр промышленности и энергетики Саратовской области Кирилл Горшенин. - В России пока отсутствуют законодательные основы для активной возобновляемой энергетики. Проектом правительства РФ механизм в настоящее время проработан, он предусматривает продажу этой энергии на оптовый рынок по более дорогой цене.
Однако, считает чиновник, даже при урегулировании этого вопроса, «не стоит вдаваться в популизм». «Затраты на сооружение таких источников генерации не сопоставимы с мероприятиями по энергосбережению, - говорит Кирилл Горшенин, - Сегодня в 10-20 раз дешевле сэкономить киловатт электрической энергии, чем с нуля построить установку по его производству».
Еще одна проблема – оборудование. Если для производства пеллет (гранулированного топлива) оно достаточно простое и уже производится в России, то с солнечными коллекторами (преобразуют солнечную энергию в тепловую), тепловыми насосами (позволяют отбирать тепло из воздуха, грунта, водоемов) или ветряками все сложнее. Фактически их производство в нашей стране так и не налажено. По словам Владимира Федечкина, российское оборудование слишком маломощное и не предназначено для выработки электроэнергии, например, в промышленном масштабе.
Большинство фирм, работающих сегодня в этой сфере, предпочитают импортное оборудование, как правило, производства Германии.
- Наше серьезно уступает западному по целому ряду характеристик, в числе которых качество и коэффициент полезного действия, - говорит Антон Ильин, - А немцы, например, предоставляют программное обеспечение, которое позволяет просчитать-смоделировать общую ситуацию, настроить оборудование с точностью плюс-минус 10%. Российские же производители просто задают параметры исходя из потребности, например, в горячей воде. При этом не учитывается целый ряд нюансов, что и приводит к вскипанию коллекторов или загустению антифриза в холодное время года, и как следствие, полной остановке всей системы.
В России, особенно южных регионах не исключение случаи, когда поставленная летом установка к концу сезона полностью выходила из строя. А это как минимум 300-400 тысяч рублей. Западное оборудование, обладая большим количеством плюсов, имеет лишь один минус – цену. Как выразился главный инженер «Гелиоса», «оно дороже российских аналогов на 50% и до бесконечности».
Естественно, что для частных лиц это очень дорого. «Чтобы обеспечить бесперебойное и независимое от сетей энергоснабжением какой-нибудь частный дом, необходимо вложить миллион рублей, - подсчитал Ильин, - При этом не факт, что эти вложения окупятся в дальнейшем. Сейчас средний дом площадью 200-250 кв.м. потребляет электричество в среднем на 1 тысячу рублей в месяц». Несложные арифметические расчеты показывают, что вложения отобьются только через 80 с лишним лет.
Однако бизнесмены считают: несмотря ни на что, заниматься альтернативными источниками энергии смысл есть, однако с каждым заказчиком необходимо работать индивидуально.
– По большому счету при наших тарифах на электроэнергию и газ устанавливать альтернативные источники пока не имеет смысла. Но тарифы растут и для кого-то уже сейчас выгоднее воспользоваться нашими предложениями, - считает Ильин, - Так, мы делали коммерческое предложение на производственную линию. При потребности в 300 литров воды в час электронагреватели обошлись бы очень дорого. А монтаж нашей установки – солнечной батареи с тепловым насосом, позволяет сэкономить от 300 до 400 тыс рублей ежегодно. В этом случае есть смысл ставить: затраты окупятся уже через несколько лет.
Тем более, что помимо производственной сферы, есть еще и социальная, а также объекты ЖКХ. Так, по словам Владимира Федечкина, соцобъекты практически всех районов Саратовской области в летнее время нуждаются в использовании солнечной энергии для производства горячей воды. Перспективное направление – освещение с помощью солнечных батарей мест общего пользования в многоэтажных домах.
Одной - двух панелей вместе со светодиодными лампами хватит для освещения целого подъезда. И даже с учетом затрат на приобретение и монтаж оборудования это все равно обойдется дешевле, чем электроэнергия от СПГЭС. Кстати, не исключено, что уже в декабре такое освещение появится в нескольких домах Энгельса и Саратова.
А значит, даже если глобальные законы в этой сфере так и не будут приняты, на территории Саратовской области бизнесу обеспечены рынки сбыта.
Врезка
Альтернативные энергоустановки – например, гибридные ветроэлектростанции, идеально подходят для автономного непрерывного электроснабжения любых, в том числе удаленных от ЛЭП объектов: мотелей, автозаправок, базовых станций сотовой связи, фермерских хозяйств, различных производств, коттеджей, турбаз, баз отдыха и т. д.. Максимальная комплектация такой установки включает в себя не только ветрогенератор, но и солнечные панели. Подсчитано, что для объекта с номинальным потреблением 5 кВт экономия – по сравнению с дизельным электрогенератором – составляет свыше 30 тонн дизельного топлива в год.
В Саратове поставку и монтаж подобного оборудования предлагают несколько фирм. Но вот примеров использования альтернативной энергетики пока удручающе мало – эксперты смогли назвать лишь два жилых дома. Один из них, в Энгельсе, оборудован солнечными батареями, а коттедж на Молочке может похвастаться собственным ветряком.