Председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной Думы Александр Галкин рассказал «ДГ», зачем области нужен план экономического развития, чего ждать бизнесу от 2011 года и почему рекламную компанию, призывающую открыть свое дело, он считает бессмысленной.
- Каждому российскому региону до конца года необходимо принять стратегию собственного социально-экономического развития. Как Вы оцениваете саратовскую разработку? В чем ее сильные и слабые стороны?
- К сожалению, в настоящий момент Саратовская область живет без долгосрочной социально-экономической программы, предполагающей развитие региона на период до трех лет. Предыдущая программа истекла еще в 2008 году, и с тех пор в связи с кризисом область подобных планов не принимала. Считаю, что это не позволяет выстраивать полноценную работу по развитию экономики. Да, существуют приоритетные направления – как в экономической, так и социальной сфере. Много делается в области здравоохранения, есть партийный проект по модернизации образования, в промышленности можно назвать целый ряд проектов – та же «Северсталь» в Балаково, завод по производству современной светодиодной техники в Марксе. Проекты и направления есть. Но они не сведены в единую комплексную программу, ориентированную на достижение каких-то конкретных результатов. Это недостаток. Понятно, что последствия кризиса еще не преодолены и по-прежнему сказываются на экономике. Но все равно региону необходимо иметь четкую картину того, как отрасли будут развиваться дальше. Сейчас управление происходит в ручном режиме, поскольку не определены основные точки роста.
- А каковы эти точки на ваш взгляд?
- В 2005 году мы слишком углубились в промышленность, но затем пришло понимание, что область наша – аграрная и сельское хозяйство должно развиваться. В первую очередь – животноводство и переработка сельхозпродукции. Недаром на форуме в Нижнем Новгороде был высоко оценен проект марксовского животноводческого комплекса «Трудовое».
- Значит ли это, что строительство промышленных объектов в малых городах нашей области – дело бесперспективное? Переработка будет конкурентоспособнее?
- Здесь многое зависит от самого города. Возьмите Маркс – там успешно развиваются и те, и другие проекты. В Красноармейске есть хорошая производственная площадка – к сожалению, невостребованная и совсем заброшенная. Точечные вещи можно было бы реализовать в Калининске, Ртищево. Но считаю, что бизнес, связанный с переработкой, для малых городов перспективнее. Ведь общая проблема для наших районов – нехватка квалифицированных кадров. Хотя что сейчас первично, а что вторично – люди уезжают, потому что нет работы, или нет работы, потому что не хватает людей – сказать сложно.
- Насколько ситуация в районах зависит от действий местных властей?
- Считаю, что сильно зависит. Маркс в качестве удачного примера я уже приводил. Неплохо развивается бизнес в Дергачевском районе – по переработке молока, подсолнечника. В Балашове мощная макаронная фабрика строится.
- Но муниципалитеты часто ругают за неисполнение бюджета и завышение доходных статей.
- Да, определенное лукавство тут есть. Вначале формируется расходная часть, а когда с доходами справиться не удалось, районы начинают апеллировать к области – помогите, нет денег. Но есть и объективные моменты – налоги на землю, имущество там собираются хуже. Сложнее исполнить план приватизации, поскольку нет спроса и т. д.
- Для приволжских районов панацеей принято считать туризм и доходы от него. Дальше всех в этом вопросе продвинулся Хвалынск. Насколько реально создание там особой экономической туристической зоны?
- Получение этого статуса – дело достаточно сложное. В Росси такие зоны можно пересчитать по пальцам – они созданы в Калининградской области, на Алтае, в Ставрополье и Прибайкалье. Хотя Хвалынск при грамотном подходе действительно вполне способен сформировать спрос и занять определенную нишу – ведь туризм в этом районе может быть круглогодичным.
- В продолжение темы о малых городах. Некоторые экономисты любят приводить в пример США, где сельское население очень невелико – фермеры живут в небольших городках и ездят оттуда в поля «на работу». Они предлагают перенести подобный опыт в Россию, сэкономив, тем самым, на поддержании сельской инфраструктуры.
- Ну, не уверен в правильности такого подхода. В принципе, в современном обществе количество сельского населения постоянно сокращается – это объективный процесс. Но миграция должна осуществляться только органическим путем, тотальное переселение в райцентры невозможно ни с экономических, ни с морально-этических позиций. Все же традиционно российский уклад жизни сильно отличается как от американского, так и европейского.
- Давайте поговорим о налогах и малом бизнесе. Что вы думаете о запланированном увеличении с 1 января взносов в Пенсионный и социальные фонды? Ведь для предприятий, работающих по упрощенке, нагрузка на фонд оплаты труда возрастет в два с лишним раза – с 14 до 34 процентов. Не поставит ли это крест на программах по развитию малого бизнеса?
- Такие опасения есть. Совет по поддержке малого предпринимательства, созданный при областной думе, это отмечал. Видимо, нынешняя упрощенная система налогообложения просто потеряет смысл, и предприятия начнут отказываться от нее. Вопрос по повышению ставок больной, он неоднократно поднимался на разных уровнях, но решение уже принято федеральной властью. Проведение реформ необходимо, система налогообложения в России и так долго была одной из самых льготных. Нынешнее ее ужесточение можно рассматривать как некий вызов малому бизнесу, привыкшему к быстрой отдаче. Ему надо научиться понимать, что период сверхприбылей закончился, начинается кропотливая работа.
- И все же в прогнозе социально-экономического развития области на 2011 год значится увеличение числа малых предприятий до 24,4 тысяч – почти на 4 процента. Не слишком ли оптимистично?
- Я думаю, малый бизнес гораздо гибче и мобильнее, чем это принято считать. Да, предприятия ужмутся в расходах, но не закроются. А вот проведение рекламной компании – Иди в бизнес! – считаю бессмысленным. Это не даст притока, каждый человек должен сам для себя решать – открывать ли ему свое дело или оставаться наемным работником.
- Два года подряд на финансовую поддержку начинающих предпринимателей выделяются значительные средства – как по линии минтруда, так и министерства экономики. В следующем году практика продолжится?
- Да, деньги на это предусмотрены, но форма поддержки пока не выбрана. Должны поступить предложения из федерального центра. Думаю, в числе приоритетных направлений обязательно будет инновационная деятельность. Кроме того, наш комитет намерен провести мониторинг эффективности использования уже выделенных грантов и субсидий. Посмотреть, живы ли сейчас эти предприятия, как они развиваются.
- В прошлом интервью «ДГ» вы рассказывали о проекте по расшивке дорожных пробок в Саратове с помощью системы компьютерного моделирования различных ситуаций. Как продвигается реализация этого проекта?
- Он поддержан думой, партией «Единая Россия», рассмотрен на Совете по малому предпринимательству. Выбраны 2-3 пилотных участка и данные по ним сейчас обрабатываются. Так что этот проект движется дальше. Что касается предложений по электронному учету пассажиров-льготников, пользующихся общественным транспортом, то этот вопрос пока остается открытым. Между тем здесь возможна реальная экономия бюджетных средств – чего стоит работа только одного транспортного управления, чуть ли не целиком занятого подсчетом этих льгот.
- Над чем еще работает ваш комитет?
- Считаю, что необходимо вернуться к механизмам поддержки инвесторов – посмотреть эффективность действующих мер, предложить им не только налоговые льготы, но и иные формы. В том числе, содействие в развитии транспортной или энергоснабжающей инфраструктуры с помощью государственно-частного партнерства. Также мы готовим предложения по развитию потребительских кооперативов, созданию центра финансовой грамотности для населения. Весьма эмоциональное обсуждение плана приватизации областного имущества на последнем заседании думы показало, что эти вопросы также остаются непроработанными. Думаю, что от формального одобрения подобного плана думе надо переходить к областному закону, утверждающему его.