Поиск:


Кубик за кубик
Бренд LEGO является сегодня самым известным в мире игрушек. Но мало кто знает, что датская компания начинала свою историю, как обычный производитель деревянных изделий. Такими же были и первые игрушки LEGO.

Вверх по лестнице

История LEGO ведет свое начало с 1932 года, когда Оле Кирк Кристиансен основал в Дании компанию по производству товаров для повседневного обихода. Продукцию Оле делал из дерева, при этом основную прибыль компании приносили лестницы и гладильные доски, спрос на которые резко упал в период финансового кризиса. Нужно было искать новую нишу. И Оле разглядел ее в производстве деревянных игрушек – ведь спрос на них не ослабевал даже в тяжелые времена.
Название для компании искали долго. Кристиансен задание всем работникам фабрики предложить свой вариант. Их было много, но в итоге выбрали то, что придумал сам основатель – слово LEGO, которое происходило от двух других – Leg и Godt, которые вместе означают «играть хорошо». Несколькими годами позже Оле узнал, что сама фраза «LEGO» на латыни означает «я учусь» или «я складываю». Этот факт серьезно повлиял на будущее бренда.

К 1936 году компания уже имела в своем распоряжении набор из 42 игрушек, уже тогда бывших не самым дешевым удовольствием. Параллельно продолжался выпуск и другой деревянной продукции. В 40-е годы в истории компании произошло много изменений. Во-первых, сгорела ее единственная фабрика. Сразу же после восстановления стало ясно, что теперь LEGO будет заниматься только игрушками. В 1947 году происходит знаменательное событие, которое навсегда перевернуло историю компании. LEGO получает права на разработку английского психолога Хилари Гарри Фишера Пэйджа. Это был небольшой пластиковый кубик, который мог соединяться с другими подобными деталями и собираться в небольшую конструкцию. Сыну Оле Готфриду к тому моменту уже было 30 лет, и он не меньше отца занимался делами компании. Готфрид понимал, что будущее именно за такими игрушками.

От дерева к пластмассе

Постепенно в LEGO отходят от дерева, заменяя его пластмассой. Кристиансены приобретают крупнейшую в Дании форму для отливки пластика и ставят производство игрушек на поток. В конце 40-х годов у компании было около 200 различных моделей пластиковых и деревянных игрушек. Но LEGO еще был вовсе не тем, каким мы его знаем сегодня. Кубики, права на которые получила компания, пока еще были не пригодны для полноценного конструктора. А потому не выпускались до 1958 года, когда Готфрид Кристиансен запатентовал систему строительных элементов из кубиков. Это была абсолютно новая система, позволявшая гораздо прочнее соединять между собой детали конструктора. Тогда же был выпущен тематический набор игрушек LEGO – прообраз того, что мы увидим много лет спустя, когда компания начнет выпускать свои популярнейшие тематические серии (космос, город, рыцари, ковбои и так далее). Уже первые наборы стали пользоваться огромной популярностью

К 1960-му году LEGO уже продавала во многих странах мира 50 наборов конструктора. А в 1962 году была открыта частная авиакомпания LEGO, и конструкторы начали возить в США. Спустя 2 года в наборы стали вкладывать небольшую инструкцию по сборке модели, изображенной на упаковке. Уже скоро инструкции станут неотъемлемой частью каждого набора.

В это же время компания начинает более тщательно работать с покупателями. LEGO была одной из тех фирм, которые спрашивали у клиента - что ему нужно, и только потом приступали к разработке товара. Такое сотрудничество вылилось в появление сверхуспешного проекта – набора железной дороги. Кроме того, компанию LEGO оценили и критики – она удостоилась премии лучшей игрушки года в Люксембурге.

Лучшие друзья мальчиков

Если говорить про продукцию LEGO тех лет, то может показаться, что компания ориентировалась исключительно на представителей мужской половины человечества. Это не совсем верно, наборы для девочек в ассортименте тоже были. Например, в 70-е годы выпускались кукольные домики с мебелью. Хотя даже сегодня большая часть продукции LEGO создается с уклоном на мальчиков. И это не дискриминация, просто конструкторы они любят больше.

В 1973 году был разработан знаменитый логотип LEGO. К 1977 году компанию возглавлял уже внук Оле Кристиансена Кельд. К тому времени LEGO уже выпускала множество различных наборов на любой вкус – например, с фигурками с подвижными конечностями. А в 1979 году появляется первый по-настоящему тематический набор LEGO, который положит начало классификации продукции компании вплоть до сегодняшнего дня – это набор LEGOLAND Space. В 1980 году любители LEGO построили огромную башню в 13,1 метра из этого конструктора. Впечатляет, не правда ли? А в конце 90-х годов в Москве была построена башня из LEGO в 24,88 метра. Она вошла в книгу рекордов Гиннесса.

Успех космического, и некоторых других наборов LEGO был ошеломляющим. Но еще больше прибыли компания получила от набора «Замок», который был выпущен в 1984 году – тема средневековья оказалась очень популярной. В этом же году были показаны экспериментальные модели роботов. Уже через 2 года проект получил серьезное развитие, став своеобразным проводником школьников в мир знакомства с роботами. Хотя этот набор разрабатывался в учебных целях, он быстро завоевал популярен во всем мире, несмотря на большую цену и сложность. В 1986 году LEGO стала поставщиком игрушек королевского двора Дании. Почетное звание, которое является лучшей рекламой.

Жертва диверсификации

Сейчас компания LEGO находится на стадии выхода из затяжного кризиса. Простые игрушки потеряли свою привлекательность в связи с повсеместным распространением компьютерных игр. Кроме того, датская компания некоторое время назад стала настоящей жертвой диверсификации. Стали появляться парфюмерные наборы LEGO, одежда, и многое другое, что сильно мешало бренду и приносило лишь убытки, которые в 2003 году составили порядка 300 миллионов долларов. К тому же у компании был поставлен не очень эффективно процесс производства, из-за чего она теряла деньги, не минимизировала по максимуму издержки. Для того чтобы исправить эту плачевную ситуацию в LEGO пригласили CEO Йоргена Виг Кнудсторпа, который сразу же взялся за дело. Во-первых, он перевел производство в более дешевые страны. Во-вторых, отказался от убыточных бизнесов и новшеств в компании. Кроме того, Йорген обратил серьезное внимание компании на сеть интернет, где она может получать новые идеи от своих клиентов. Дела у LEGO пошли на поправку и сейчас она продолжает выпускать игрушки полным ходом.
Станислав Прыгунов
2010-11-12


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007