Пособий по грамотному составлению бизнес-планов – великое множество. Однако советы, опубликованные журналом «Forbes», привлекли внимание «ДГ». В первую очередь – своей краткостью и ясностью. Предлагаем их читателям газеты.
Грамотно составленный бизнес-план выполняет три важные задачи. Во-первых, обозначает менеджерам общие цели. Во-вторых, когда мысли изложены на бумаге, есть возможность приглядеться и поразмыслить над осуществимостью проекта. И, наконец, бизнес-план должен привлечь профессиональных инвесторов.
Создание ясного бизнес-плана требует размышлений, времени и денег. «Если после прочтения нескольких первых строк суть бизнес-плана остается неясной, это плохой знак», — говорит Джим Каспари, генеральный директор компании The Venture Alliance, консультирующей стартапы, желающие привлечь внимание венчурных фондов. «Вы должны в нескольких предложениях объяснить, какими конкурентными преимуществами в своей сфере располагает этот проект, потому что мне необходимо знать, как именно вы собираетесь добиться успеха. Большинство бизнес-планов этого не делает», — продолжает Каспари.
Отшлифовав свой план до блеска, не отправляйте его пылиться в дальний ящик. «Бизнес-план — это лишь начало процесса, — предупреждает Тим Берри, президент компании Palo Alto Software, разрабатывающей программное обеспечение. — Планировать деятельность предприятия все равно, что вести судно в море: нужно постоянно корректировать курс. Важно возвращаться к плану и смотреть, где вы были неправы, и чего вам это стоило».
Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:
Титульный лист и содержание. Начните с главного: название компании, адрес, телефонный номер и контактная информация всех учредителей, а также оглавление по всему документу. Объем бизнес-плана не должен превышать 30-40 страниц вместе со всеми необходимыми приложениями.
Введение. Не более чем на двух страницах перечислите все самое важное. Расскажите, в чем ценность проекта: чем будет заниматься ваша компания, какую прибыль иметь и почему люди захотят платить за ваш продукт или услугу. Если вы посылаете план инвесторам, сообщите о капитале, который вам понадобится, и о том, как вы планируете его использовать. Чтобы выделить суть, нужно представлять себе картину в целом, поэтому к этой части лучше приступать после завершения всего плана.
Возможности рынка. Объясните, кому вы будете продавать свой товар или услугу и почему данная группа потребителей для вас привлекательна. Нужно ответить на несколько ключевых вопросов. Насколько велик рынок? Как быстро он растет? Каковы возможности роста и потенциальные угрозы? Как вы будете с ними справляться?
Большую часть этой информации можно найти через отраслевые сайты и СМИ, официальную статистику, отчеты аналитиков и даже у других бизнесменов. Обязательно указывайте источник информации — на случай, если вас попросят подтвердить ваши заявления или потребуется обновить данные.
Обзор рынка. Не заблуждайтесь, ваше предприятие не уникально. Постарайтесь взглянуть трезвым взглядом и оценить соперников. Кто они? Что продают? Какую часть рынка занимают? Почему покупатели предпочтут ваш товар или услугу, а не их? Какие препятствия могут возникнуть при выходе на данный рынок? Не забудьте про косвенных конкурентов, которые пока работают в другом сегменте, но располагают аналогичными возможностями и могут составить вам конкуренцию позже.
Команда. Исполнение практически так же важно, как и сама идея. Поэтому инвесторов интересует, кто у вас в команде. Приложите резюме всех учредителей, партнеров и руководителей: каковы их навыки и достижения. Если у фирмы несколько акционеров, объясните, почему вы выбрали именно таких партнеров (все резюме должны быть в приложении).
Бизнес-модель. Этот раздел включает подробное описание всех источников дохода (продажа продукта, услуги) и структуры издержек компании (фонд оплаты труда, аренда, эксплуатационные расходы). Убедитесь, что вы упомянули и обосновали все возможные доходы и издержки. Кроме того, включите названия главных поставщиков и покупателей. По сути, этот раздел — производственный план будущей фирмы.
Финансовые показатели и прогнозы. Если у вас действующее предприятие, приложите отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств за год. Затем составьте прогноз по всем трем параметрам как минимум на три года вперед. Также предоставьте анализ, который показывает, как скоро окупятся стартовые вложения.
Риски. Не ждите беды, чтобы узнать, как с ней справится ваше предприятие. Проработайте возможные сценарии: худший, лучший и средний. Убедитесь, что у вас хватит денег, чтобы пережить любую бурю.
Источники средств и их использование. Если вы пытаетесь получить деньги от инвесторов, они захотят знать, как вы планируете распорядиться капиталом. В этом разделе нужно указать предполагаемые расходы на запуск: помещение, покупка нового оборудования и т. д. Большинство предпринимателей недооценивают стоимость запуска нового бизнеса. Поэтому проведите исследование заранее, до обращения к инвесторам.
Приложения. Хороший бизнес-план лишь бегло описывает основы предприятия, поэтому в конце нужно приложить все необходимые документы. Сюда могут входить резюме, сведения о кредитоспособности, обзор рынка, схемы, план продвижения, копии договоров, в том числе об аренде, гарантийные письма от будущих клиентов, свидетельства о регистрации патента и товарного знака, соглашения о партнерстве, свидетельство о регистрации фирмы.
Прямая речь
Светлана Баринова, заместитель директора по экономическому развитию ТПП Саратовской области.
- В принципе, концепция хорошего бизнес-плана представлена в материале достаточно четко. Но на основе многолетней работы с самыми разными бизнес-планами, хочу сделать несколько дополнений. Во-первых, начинать документ я бы посоветовала с резюме – краткого описания сути проекта, основных показателей работы, требующихся инвестиций и ожидаемой рентабельности. Ну и, конечно, команды, вместе с которой вы хотите проект реализовать. Делается это для удобства инвесторов – изучать целиком все поступающие для рассмотрения бизнес-планы у них нет никакой возможности: как правило, читаются только первые страницы. А потому резюме служит своеобразным крючком – если он зацепил внимание, то инвестор посмотрит и детали.
Разделы о рынках обычно называются маркетинговыми исследованиями – с их содержанием я абсолютно согласна. Важным моментом – в журнальном материале этот раздел назван «Бизнес-модель», являются организационный и производственный планы. В них указывается, сколько персонала и какой квалификации требуется предприятию для осуществления проекта. Ведь издержки прямо зависят от фонда зарплаты и отчисляемых налогов. Также расписываются затраты на приобретение оборудования, оснащение помещения, его ремонт и т. д. Вообще, существует два вида финансирования проектов – предпроизводственный и призводственный. Инвестору нужно четко понимать, какие вложения потребуются как на первоначальном этапе, так и после запуска производства – на ту же электроэнергию, например.
Как правило, затраты расписываются в финансовом календарном плане (раздел «Источники средств и их использование»): первые два года – помесячно, затем – поквартально. Здесь обязательно должны присутствовать ссылки на договора о намерениях, заключенные с поставщиками оборудования, сырья, упаковки, транспортными организациями и прочими возможными партнерами.
Наконец, последним разделом плана должен быть меморандум, где сторона, принимающая инвестпроект на рассмотрение, обязуется не разглашать информацию третьим лицам. Это делается для того, чтобы ваша бизнес-идея не была украдена.
Вообще, хороший бизнес-план занимает минимум месяц работы нескольких квалифицированных специалистов – одни маркетинговые исследования чего стоят! Наш отдел выполняет такие заказы, хотя чаще предприятия заказывают у нас экспертизу, помогающую оценить целесообразность проекта. Также мы помогаем клиентам составить технико-экономическое обоснование, исправляем какие-то огрехи в уже существующем плане или более тщательно прорабатываем отдельные разделы.