Каждый год компании придумывают, как оформить годовые отчеты так, чтобы они стали своеобразным произведением искусства. Зачем? Ну, чтобы их не выкидывали в мусор после просмотра – утверждал основатель «Евросети» Евгений Чичваркин.
Это правда – например, выбросить отчет самой «Евросети», оформленный в былинно-васнецовском духе или буклет «Ленэнерго» с рисунками Митьков просто рука не поднимется. Впрочем, профессионалов больше интересует не красочность брошюр, а информация о компании, представленная в них. Хотя и дизайн играет здесь немаловажную роль, воздействуя не столько на интеллект, сколько на чувства акционеров. Ну а если есть, что сравнивать, то почему бы ни быть и соревнованиям?
Общероссийских конкурсов годовых отчетов существует сразу три – их проводят биржи РТС, ММВБ, а также рейтинговое агентство «Эксперт РА». А вот региональные можно пересчитать по пальцам. Тем приятнее, что в Саратове такие конкурсы, похоже, становятся привычкой.
В начале ноября в областной торгово-промышленной палате подвели итоги уже второго конкурса годовых корпоративных отчетов. Он был организован территориальным отделом ФСФР России совместно с ТПП Саратовской области. В отличие от первого конкурса, проходившего в 2008 году, в число организаторов вошли и представители ОАО «Фондовая биржа РТС».
- Несмотря на последствия финансового кризиса, основной задачей как органов власти, так и представителей бизнес-сообщества является увеличение темпов роста экономики, - отметил вице-президент палаты Алексей Антонов. – Однако без поступления в региональную экономику дополнительных инвестиций успехи невозможны. Повышение информационной прозрачности акционерных обществ – в том числе, и с помощью годовых отчетов, должно способствовать притоку финансирования. Ведь инструментом для привлечения средств является не только кредитование и лизинг, но и размещение ценных бумаг компаний – акций или облигаций.
В нашей области насчитывается более двух тысяч акционерных обществ, однако акции только 16 из них представлены на организованном рынке ценных бумаг – биржах ММВБ и РТС. При этом постоянно обращаются на бирже акции четырех компаний – «Саратовского НПЗ», «МРСК Волги», «Саратовэнерго» и «Тантала». Ценные бумаги оставшихся 12 представлены в сегменте RTS-Board – информационной системе, предназначенной для индикативного котирования ценных бумаг, не допущенных к основным торгам в ОАО «РТС». Сделки по таким акциям происходят на внебиржевом рынке, а наиболее востребованными на нем были акции таких саратовских предприятий, как «Волгамост», «ВНИПИгаздобыча» и «Саратовоблгаз».
Раскрытие корпоративной информации, обязательное для всех акционерных обществ, сегодня все больше смещается в Интернете – она публикуется на корпоративных сайтах предприятий, сайтах регистраторов ценных бумаг, а также специализированных сайтах (alfaset.ru; raskrytie.ru и др.). А потому бумажные буклеты выступают, скорее, имиджевым инструментом корпоративной политики обществ.
В этом году в конкурсе отчетов приняли участие 29 организаций. Председатель жюри Юлия Ильина, представляющая территориальный отдел ФСФР, отметила повышение информационной насыщенности буклетов – если в 2008 году средний оценочный балл составлял 49 из 75, то в этом он поднялся до 52,4. «Жюри проделало очень большую работу, подойдя ко всем документам абсолютно непредвзято, - сообщила председатель.
– Полнота отчетов оценивалась нами по таким параметрам, как уровень раскрытия финансовой информации – наличия бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения, анализа финансовой деятельности компании; освещения корпоративного управления – состава Совета директоров, отражения выплаты дивидендов, сделок с заинтересованностью; а также отражения структуры собственности. И от многих отчетов мы получили большое удовольствие».
Всего в конкурсе насчитывалось 8 номинаций. В номинации «Промышленность» победителями стали ОАО «БАТ-СТФ» (1-место) и ОАО «Саратовстройстекло» (2-е место); «Энергетика» – ОАО «ВНИПИгаздобыча» и ОАО «Саратовнефтегаз»; «Инфраструктура» – ОАО «Саратовоблгаз» и ОАО «Саратовские авиалинии»; «Сельское хозяйство и переработка» – ОАО «Хлебная база №9» и ОАО «Импульс»; «Торговля и услуги» – ОАО «Роспечать» (второе место не присуждалось); «Финансы» – ОАО «Газнефтьбанк» и ОАО «Ипотечная корпорация Саратовской области».
За лучший дизайн и идею были отмечены ЗАО «Экономбанк» и ОАО «Балтайское АТП», а за полноту раскрытия информации – ОАО «МРСК Волги» и ОАО «Литий-элемент».
Наконец, абсолютным победителем конкурса «Годовой отчет-2009» было признано ОАО «Саратовэнерго». Кстати, отличительной особенностью дизайна буклета компании стали фотографий, авторами которых являлись сотрудники предприятия.
Прямая речь
Дмитрий Климов, заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области:
- Главным критерием при оценке годовых отчетов являлось соответствие структуры и содержания требованиям законодательства Российской Федерации. Информационная насыщенность – это тот критерий, на который в первую очередь обращают внимание потенциальные партнеры – инвесторы, поставщики или заказчики - при заключении соглашений о сотрудничестве.
Макисм Пономаренко, заместитель нчальника управления продаж услуг и продуктов ОАО «Фондовая биржа РТС»:
- Конкурс годовых отчетов, проводящийся РТС уже в тринадцатый раз – очень крупный, он привлекает сотни участников. Отраслевые номинации там также есть, но основной идеей является ранжирование компаний по капитализации: до 10 млрд рублей, от 10 до 100 млрд рублей и свыше 100 млрд. Среди дополнительных номинаций можно отметить «Лучший дебют», «Лучшее представление инвестиционной привлекательности компании в годовом отчете», а также специальную номинацию Российского союза промышленников и предпринимателей – «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию».
Не секрет, что технологии не стоят на месте, в том числе и при разработке годовых отчетов – многие компании считают полиграфию «вчерашним днем» и все больше смещаются в сторону электронных носителей. С каждым годом растет число интерактивных отчетов – для них даже утверждена специальная номинация, причем некоторые акционерные общества представляют на конкурс замечательные flash- отчеты, с помощью которых можно совершить целую экскурсию по предприятию.