Второго ноября в Саратове прошла конференция Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области. Участники встречи – крупные предприятия-работодатели, действующие на территории области, обсудили предварительные итоги работы объединения в 2010 году и обозначили перспективы развития. Также они избрали председателя Союза – им стал президент региональной ТПП Максим Фатеев (подробнее о конференции читайте в спецвыпуске «Деловой газеты»).
Областной Союз товаропроизводителей и работодателей входит в Российский союз промышленников и предпринимателей. На днях президент РСПП Александр Шохин дал интервью «Российской бизнес-газете», в котором прокомментировал подготовленные правительством поправки в закон о медицинском страховании. Выводы известного экономиста о последствиях подобного шага для экономики и бизнеса не могли пройти мимо внимания «ДГ».
- Работодатели выступают против новаций в области соцстрахования. Чем вызвана такая позиция?
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование уже увеличены на 2 процентных пункта (с 3,1 до 5,1% ФОТ). Рассматривая проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в Российской трехсторонней комиссии, мы обращали внимание, что доходы фонда за счет взносов работодателей в пользу работников увеличиваются почти в 3 раза. Однако, по оценкам наших экспертов, только 1/5 взносов идет на их медицинское обслуживание. Остальные средства идут на решение других задач - развитие технической базы медицинских учреждений, дотирование медицинского обслуживания неработающего населения. Логика чиновников ясна. Федеральный бюджет дефицитен. А у предприятий свободные деньги есть всегда. Мы в принципе не поддерживаем рост налоговой нагрузки.
Считаем, что совокупные потери экономики и бюджета могут быть выше, чем объем изымаемых из экономики средств. Но решение принято. Другие альтернативы, например, сокращение неэффективных бюджетных расходов, похоже, признаны менее реалистичными.
- Говоря о возможных потерях экономики, нельзя не учитывать, что улучшение здоровья работников - это плюс и для производительности труда, и для экономики в целом.
- Действительно, экономике нужны обученные, здоровые и производительные работники. Верно и то, что этим работникам нужны рабочие места и хорошая заработная плата. А бюджету - хорошие налоговые поступления для финансирования того же профессионального образования и социальной сферы. Но все это могут обеспечить только развивающиеся и прибыльные предприятия. Чем больше забирается в виде налогов и других платежей, тем меньше остается для инвестиций в рабочие места, для роста заработной платы. Здесь нужен очень сбалансированный подход. Мы видим, что этот баланс не всегда соблюдается.
Наши специалисты подсчитали, что повышение нагрузки на предприятия за счет роста ставок по социальным страховым взносам с 26% до 34% ведет к росту совокупных затрат предприятий на 1-3 процентных пункта. И, в свою очередь, к снижению рентабельности на 2-65%. Такой разброс связан с разной долей расходов на оплату труда на предприятиях. У сырьевых компаний она 10-15%, а в сфере интеллектуальных услуг превышает 50%. Вот пример. Средняя рентабельность предприятий, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева, - 2,7%. Рост расходов на 3% ставит их экономическую деятельность на грань бессмысленности. А это уже проблема рабочих мест, заработной платы и доходов бюджета.
- Если бы все наши компании имели высокую доходность...
- Было бы очень хорошо, тогда и рост социальных платежей прошел бы почти незамеченным. Но в ряде секторов экономики в благополучном 2008 году доля убыточных организаций превышала 30%. Поэтому даже однопроцентная прибавка к расходам оказывается крайне чувствительной для большого круга предприятий. А на них работают миллионы человек.
Новая система страховых платежей для многих предприятий, особенно малых, может обернуться либо закрытием предприятий, либо частичными увольнениями, либо снижением заработной платы. Другим следствием нововведений может стать очередной этап ухода бизнеса "в тень", рост зарплат в конвертах и другие негативные последствия. Уже сегодня некоторые эксперты предсказывают рост теневой зарплаты до 50-60%.
- Не исключены и другие сценарии?
- Предприятия могут попытаться компенсировать рост расходов увеличением цены товаров и услуг. Мы посчитали, что рост социальной нагрузки эквивалентен росту цен на услуги торговли на 1,5%. А это может подстегнуть рост инфляции на 3 процентных пункта.
Не останется в стороне и бюджетный сектор. В образовании, здравоохранении и социальных услугах затраты, связанные с ростом взносов в социальные фонды, могут составить, по оценке, более 200 млрд руб. Наверное, их придется заложить в расходы федерального и региональных бюджетов. Кстати сказать, эта сумма составляет около 20% денег, которые планируется выручить от этого повышения.
К сказанному стоит добавить, что уже объявлены некоторые новые идеи повышения социальной нагрузки на ближайшие годы.