По статистике ежедневно в Саратовской области происходит 6 ДТП, в которых получают ранения в среднем семь человек. За восемь месяцев число погибших уже составило 224 человека, до конца года эта цифра перехлестнет за 300. Безопасность дорожного движения остается важнейшей социальной проблемой в России. Однако пути ее решения, как правило, не новы и взяты из советского прошлого.
Свой взгляд предлагают саратовские бизнесмены. Именно их инициативе в сфере безопасности дорожного движения было посвящено очередное заседание делового пресс-клуба при ТПП Саратовской области.
По словам куратора проекта, президента Клуба добросовестных предпринимателей Павла Михеева, бизнес-сообщество вот уже больше года занимается изучением проблем безопасности на дорогах. «СМИ каждый день сообщают о гибели на дорогах людей, и что особенно страшно – детей. Потери человеческие и экономические от разного рода ДТП соизмеримы с потерями во время войны, -- констатировал бизнесмен. - В нашем регионе существует программа безопасного движения, и предприниматели готовы оказать поддержку в ее реализации».
Первым шагом в такой общественной поддержке явилось издание буклета, в котором анализируется статистика ДТП по региону, а также наиболее частые причины их совершения. При пропаганде правил дорожного движения предприниматели намерены использовать «мягкий нажим» через агитационные материалы: стикеры, буклеты, плакаты. Предполагается, что основной целевой аудиторией станут водители, которые правила соблюдают, но не всегда и не везде. При этом бизнес не требует бюджетного софинансирования и готов обеспечить поддержку за счет собственных средств.
- Каждое предприятие оказывает благотворительную помощь. В рамках нее бизнес может выбрать и такое направление, как пропаганда ПДД, - считает Павел Михеев, - Мы надеемся, что со временем участие в этом станет своего рода имиджевым моментом для бизнеса. Тем более, что вложения минимальны и добровольны.
В свою очередь не он был глава саратовского ГИБДД Сергей Аренин, признает, что пропагандой инспекция занимается в школах, среди перевозчиков, «но этого недостаточно»: - Мы должны пользоваться любой помощью в этой сфере, и эта инициатива очень важна для нас.
Президент региональной ТПП Максим Фатеев предложил начать пропаганду с семьи, когда взрослые своим ежедневным примером доказывают необходимость соблюдения ПДД. По мнению министра транспорта Ивана Панкова пропаганда ПДД среди детей должна приобрести массовый характер. Этому должны помочь классы безопасности, которые есть в каждом автотранспортном предприятии. «Мы должны выступить инициаторами обращения в министерство образования и, возможно, перераспределить средства бюджета», - считает министр.
Поскольку главным действующим лицом в ДТП остаются водители, было предложено наказывать те автошколы, чьи выпускники чаще всего нарушают правила. Впрочем, это спорный вопрос, как и увеличение размеров штрафов. По мнению представителя саратовской общественной организации «Защита» Натальи Караман, они уже сейчас непосильны для рядового гражданина. не Аренин отметил, что это «не всегда имеет положительную тенденцию и влияет на снижение ДТП». К слову, за 9 месяцев этого года количество наложенных штрафов в нашей области выросло в три раза, а их общая сумма составила три миллиона рублей.
А вот руководитель местного отделения «Деловой России» Владимир Шашко считает, что штрафы надо увеличивать в разы. «Нельзя сравнивать наш уровень жизни с западными странами, но штрафы там гораздо больше наших. В России – это один из методов влияния на культуру вождения», - говорит предприниматель. Не исключено, что в России нужен и немецкий «идиотен-тест»: по словам Максима Фатеева, в Германии его проходит каждый, кто был задержан пьяным за рулем. Кстати, штрафы в этой стране занимают второе место в числе собираемых налогов и сборов.
Президент группы компаний «Гранит» Владимир Незнамов предложил поговорить о конкретике: «Сам себе задаю вопрос: сколько людей должно погибнуть, чтобы провести анализ. Мне кажется, проблема заключается в том, что существует безнаказанность и исключительность в соблюдении правил ПДД. Знаки в центре городе, запрещающие остановку и стоянку, никто не соблюдает. Никто и не штрафует, не прогоняет. Надо либо их совсем снимать, чтобы не развращать город, либо убирать машины. Второй момент: для отдельных не очень хороших сотрудников правоохранительных органов, ГИБДД, существует исключительность – они нарушают правила на наших глазах. Чем руководствуется патрульная машина, когда для проверки ПДД располагается на тротуарах, газонах? Инспектора проверяют правила, но и сами их нарушают. А у нас не принято запоминать номер, звонить дежурному...»
Еще одной стороной проблемы является состояние автотранспорта. По словам Владимира Шашко, в Японии машинам старше определенного возраста запрещено ездить, а у нас «Газели» собираются неизвестно из каких запчастей. По мнению Максима Фатеева, лишить пенсионеров-дачников их подержанных авто – крайняя мера, тем более что именно они являются аккуратными водителями. «Думаю, общая беда всех водителей – тонированные восьмерки, девятки, десятки, на которых ездят не очень опытные малолетние водители», - отметил президент палаты.
Гендиректор ПАТП ОАО «Межгородтранс» Борис Кайданов предлагает обратить внимание на грузовой и коммерческий автотранспорт. «Отказ от лицензирования, льготное прохождение техосмотра грузового транспорта, несоответствие режима труда и отдыха… Если анализировать, то наверняка в каждом втором ДТП одним из участников является либо «Газель», либо грузовой автотранспорт», -- отметил он и предложил вернуться к лицензированию.
- Лицензирование – не панацея от бед, - не согласилась с ним Наталья Караман. – И если говорить о грузовом транспорте, то, прежде всего, надо говорить об организации перевозок – как грузовых, так и пассажирских. Решать вопросы диспетчеризации, учета льготников и выплаты компенсаций.
Выходом в решении этих вопросов могла бы стать СРО перевозчиков, во многих регионах они уже созданы. В Саратовской области пока такой организации нет, хотя Максим Фатеев уже предложил всем желающим воспользоваться юридической помощью палаты в этом вопросе.
Глава саратовского отделения Союза журналистов Лидия Златогорская предложила журналистскому сообществу поддержать программу бизнеса, посетовав при этом на недостаток в СМИ «неординарных оригинальных ходов, утверждающих в сознании зависимость между поведением водителя и его последствиями», а также положительных примеров такого поведения.
Интересно, что сам бизнес настроен скорее на «доску позора».
- Вспомните, раньше поведение пешехода или водителя разбирали на товарищеских судах. Их сейчас нет, но для наглядности можно было бы публиковать лица нарушителей, виновников ДТП в каком-нибудь еженедельнике, - сообщил Павел Михеев и добавил: – Мы подняли тему безопасности дорожного движения потому, что она повлечет за собой дисциплину всего города – мы говорим о знаках, качестве дорог и автомобилей, воспитании детей, а фактически о нашей жизни.
В заключение заседания было подписано соглашение о сотрудничестве между Советом бизнес-объединений Саратовской области и министерством транспорта и дорожного хозяйства области. От ТПП Саратовской области благодарственные письма «За вклад в развитие безопасности дорожного движения» получили работники транспортной отрасли и министр Иван Панков.