Уже два года Федеральная таможенная служба России реализует новую стратегию своего развития. Саратовская таможня является приграничной, а потому нововведения значительно повлияли на работу ее подразделений. О том, как решаются поставленные задачи «ДГ» рассказал начальник Саратовской таможни, генерал-майор таможенной службы Сергей Овсянников.
- Вы возглавили Саратовскую таможню два года назад. Что удалось сделать за это время?
- Мы постарались создать для участников внешнеэкономической деятельности максимально удобные условия для ведения бизнеса. И это, пожалуй, самое главное. Фактически создана новая инфраструктура Саратовской таможни. Для оформления грузов, поступающих в наш регион по железной дороге, Саратовский пост мы перенесли из Заводского района на станцию «Саратов-2». Для удобства участников ВЭД на новом месте открыт склад временного хранения товаров. Физические лица могут на этом посту оформить контейнеры и транспортные средства, ввезенные из-за рубежа. Кроме того, Саратовский пост обслуживает авиационный пункт пропуска, который является пограничным.
На базе Энгельсского таможенного поста мы создали новую транспортно-логистическую структуру. В зоне деятельности Саратовской таможни этот пост является ближайшим к российско-казахстанской границе, где проводится таможенное оформление товаров. У него удобное место расположения: рядом проходит автомагистраль Уральск – Озинки - Саратов, по которой в нашу страну идет товаропоток с Востока. Удобен он и для международных автомобильных перевозчиков, импортирующих грузы с западного направления. На пост они могут попасть, минуя Энгельс и Саратов, по объездной дороге через новый мост у села Пристанное.
Мы провели полную реконструкцию здания таможенного поста, отремонтировали служебные помещения, открыли склад временного хранения товаров и транспортных средств. Чтобы процесс таможенного оформления проходил быстрее, наши сотрудники работают непосредственно на складе. Все это дает нам возможность осуществлять таможенный контроль и оформление в кратчайшие сроки, а значит - экономить участникам ВЭД и перевозчикам время и деньги. Этому же способствует и наличие на складе мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК), с помощью которого, не разгружая транспортного средства, таможенники могут проверить его содержимое. Кстати, в ПФО на внутренних таможенных постах МИДК есть только в Энгельсе. В результате Энгельсский таможенный пост стал отвечать самым современным требованиям, что позволило увеличить его функциональную нагрузку.
Произошли значительные изменения и непосредственно на российско-казахстанской границе. Летом этого года на международном автомобильном пункте пропуска «Озинки» построен и введен в эксплуатацию стационарный инспекционно-досмотровый комплекс. Это, в своем, роде уникальное сооружение было построено в рекордно короткие сроки –шесть месяцев, хотя по нормативам на это отводится гораздо большее время. Из государственного бюджета на его возведение было выделено 284 млн. рублей. Деньги немалые, но и возможности этого комплекса огромные. Например, всего за один час на нем можно качественно досмотреть 23 грузовых автомобиля длиной до 20 метров, высотой – до 5, а шириной до 3,5 метров. Это означает, что таможенники за считанные минуты могут проверить содержимое любой фуры, пересекающей российско-казахстанскую границу.
- С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе решения этих задач?
- Проблем возникает немало. Вот я говорил о переносе Саратовского таможенного поста. Сам переезд занял несколько дней, но чтобы наши сотрудники могли работать на новом месте, а участники ВЭД не чувствовали дискомфорта, необходимо было создать нормальные условия: отремонтировать служебные помещения, оснастить их мебелью, произвести монтаж оборудования и линий связи, открыть склад временного хранения. Так что подготовительная работа была проделана огромная.
Не менее масштабное мероприятие мы провели весной этого года. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, 1 апреля 2010 года, на российско-казахстанской границе был закрыт двусторонний автомобильный пункт пропуска «Фомин», поскольку товаропоток на этом участке минимальный. Закрытие поста тоже достаточно сложная процедура. Необходимо трудоустроить его сотрудников – там работали 17 человек, снять с баланса инфраструктуру, перераспределить штатную численность.
Неожиданная проблема возникла в Балакове: компания «Вилор», у которой Саратовская таможня арендует помещение под таможенный пост, уведомила нас о досрочном расторжении договора аренды с 26 октября. Выход из этой ситуации мы, конечно, нашли. Руководство «Балаковорезинотехники» пошло нам навстречу и предоставило помещение для таможенного поста. Поэтому я хочу поблагодарить эту компанию за помощь и понимание, а других участников ВЭД могу заверить, что работа Балаковского таможенного поста будет продолжаться в прежнем режиме. Так что, несмотря на возникающие трудности, задачу создания для участников внешнеэкономической деятельности региона максимально удобных условий для ведения бизнеса мы выполняли, выполняем и будем выполнять. Кстати, представители бизнеса уже оценили нашу работу. В этом году в Саратовской области на 120 участников внешнеэкономической деятельности стало больше.
- Многие участники ВЭД являются членами торгово-промышленной палаты. Как происходит взаимодействие таможни и ТПП?
- Слаженную работу с региональной торгово-промышленной палатой хочется отметить особо. Многие вопросы по реализации новой таможенной концепции и определению перспектив работы участников ВЭД и таможенных органов в новых условиях мы стараемся решать вместе. Как для таможни, так и для ТПП важен обмен информацией, налаживание устойчивых корреспондентских отношений между предприятиями, таможней и таможенными брокерами. Я являюсь членом правления ТПП Саратовской области и по мере сил принимаю участие во многих наших совместных мероприятиях. Для нас важно, что палата, представляя интересы местных товаропроизводителей, организует бизнес-миссии саратовских предприятий в другие регионы России и за рубеж, проводит экспертизу и оценку товаров, занимается сертификатами происхождения товаров, оказывает другие услуги по сопровождению внешнеэкономической деятельности. Во многом эффективность нашей совместной работы определяется развитием договоренностей в рамках соглашения о сотрудничестве между таможней и областной ТПП.
Только цифры
За 9 месяцев общий товарооборот в Саратовской области вырос на 30 процентов. В стоимостном выражении он составил 1,4 млрд. долларов США. Специалистами Саратовской таможни оформлено 11 276 грузовых таможенных деклараций, что больше показателя аналогичного периода 2009 года на 7 процентов. В бюджет перечислено 7,7 млрд. рублей (по плану – 6 млрд. руб.). Это на 58 % больше уровня прошлого года.