Поиск:


Каждый рубль должен быть эффективным
Предварительные итоги исполнения бюджета этого года и принятие к рассмотрению проекта бюджета-2011 – вот основные вопросы, обсуждавшиеся на заседании комитета по бюджетной политике Саратовской областной Думы.

«Депутатов настораживает снижение финансирования некоторых бюджетных статей в муниципалитетах, -- сообщил председатель комитета Владимир Капкаев. – Поэтому мы и предложили правительству доложить оперативную информацию по исполнению областного бюджета».

Министр финансов Саратовской области Александр Ларионов рассказал, что налоговые и неналоговые доходы составили за 9 месяцев 24,1 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это больше на 13,5 процентов, однако, темпы роста не так велики, как планировалось. «УФНС сообщает, что замедлилось поступление налога на прибыль – а это основной источник налоговых доходов, от добывающих компаний, энергетических предприятий, предприятий транспорта и связи, причем строительная отрасль продемонстрировала отрицательную динамику, -- сообщил министр. – Всего на 1 октября в бюджет поступило 64 процента от годового объема этого налога. Ниже заложенной динамики и поступление акцизов. А вот рост налога на доходы физических лиц оказался выше – 106,4 процента вместо планировавшихся 104,6. Общая налоговая недоимка составляет на сегодняшний день 783,2 млн рублей».

Анализируя неналоговые доходы Александр Ларионов отметил, что их рост по сравнению с прошлым годом составил 14 процентов. В том числе, значительно увеличился объем платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями – до 737,5 млн рублей. А вот размер безвозмездных поступлений из федерального центра упал на четверть – в первую очередь, по причине отмены траншей из Фонда реформирования ЖКХ.

Говоря о внутреннем долге Саратовской области, министр подчеркнул, что этот показатель снизился до 21,5 млрд рублей, а за счет перехода на кредиты с низкой процентной ставкой бюджету удалось сэкономить более 400 млн рублей.

Кроме снизившихся темпов поступления налогов областное правительство волнует и исполнение бюджетов муниципальных образований. В ряде районов – Марксовском, Пугачевском, Алгайском, Саратовском он исполнен меньше, чем на 60 процентов. По мнению Александра Ларионова, это связано с искусственным «раздуванием» муниципальных бюджетов, когда районы закладывали в них ничем не подтвержденные доходы.

Резюмируя сказанное, министр признал, что четвертый квартал будет сложным. Поправить ситуацию может помощь федерального центра, однако ее размер будет известен лишь в конце октября-начале ноября. Кроме того, правительство усилило работу по взысканию налоговой недоимки – еженедельно у зампреда правительства Алексея Щербакова проходят совещания с участием представителей налоговых служб и отраслевых министерств, обсуждающих необходимые действия. В качестве крайних мер, к которым правительству не хотелось бы прибегать, были названы пересмотр бюджетных назначений и поступление авансовых платежей от крупных налогоплательщиков.

Депутаты интересовались, хватит ли бюджетных средств на социально значимые статьи – зарплату и ТЭР. Александр Ларионов заверил собравшихся, что проблем с их выплатой не будет. В заключение дискуссии было принято решение, рекомендующее правительству принять все меры по исполнению бюджета этого года.

А вот параметры бюджета-2011 подробно не обсуждались. Было отмечено лишь, что по основным показателям он совпадает с нынешним. Как и в этом году, более 70 процентов расходов будут социальными. Причем впервые за последнее время областной бюджет сверстан с минимальным дефицитом – 640 млн рублей. Депутаты проголосовали за принятие проекта к рассмотрению. Более детально его статьи будут обсуждаться на согласительных комиссиях.

Прямая речь

Владимир Капкаев, председатель комитета по бюджетной политике Саратовской областной Думы:

- Чтобы полностью исполнить бюджет этого года области будет необходимо привлечь из федерального центра 2-3 миллиарда рублей. Боюсь, столько вряд ли получится – Москва планомерно сокращает помощь регионам. Остается работа с недоимкой, потому что вопрос сокращения расходов – крайне болезненный. Если до этого дойдет, первыми «под нож» пойдут инвестиции и капстроительство. Понятно, что ни ТЭР, ни зарплата с социальными выплатами трогаться не будут. Что касается муниципалитетов, то рассчитывать они могут лишь на помощь области. Там действительно сложная ситуация – основные муниципальные налоги – налог на землю, имущество, единый сельскохозяйственный налог, собираются плохо. Надо работать с тем, что есть, поскольку погашать дефицит за счет кредитных заимствований не получится однозначно – депутаты на это не пойдут.

По бюджету следующего года могу отметить, что радует снижение дефицита. Однако опасения депутатов вызывает запланированный рост доходов, в том числе, по налогу на прибыль. С его сбором могут быть трудности. Есть определенные реалии, и об этом много говорилось на публичных слушаниях по бюджету. Поэтому в таких непростых условиях необходимо, чтобы каждый рубль работал эффективно. Ведь кроме социальных расходов необходимо планировать и меры по стимулированию экономики – выделять деньги на инвестиции, строительство инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса. Вот сейчас мы много средств вкладываем в сельское хозяйство. Но ведь село – это не только производство. Это, прежде всего, люди. А им для жизни нужна питьевая вода, дороги, газ. Вот эти задачи в проекте бюджета пока обозначены слабо. Необходим баланс интересов, который и будет искаться на согласительных комиссиях. Депутатам вместе с правительством надо понять, на что надо тратить деньги в первую очередь.

Владимир Пожаров, заместитель председателя комитета по бюджетной политике Саратовской областной Думы:

- Недавно я был в Совете Федерации на публичных слушаниях по федеральному бюджету следующего года. Там говорилось о том, что на в 2011 году страна еще не выйдет на докризисный уровень, экономика растет, но не гигантскими темпами. Эту ситуацию можно спроецировать и на нашу область, которая вряд ли достигнет запланированного роста собственных доходов. Нужно оперировать реальными цифрами. Что касается федеральных трансфертов, то они уменьшены в следующем году на 5,5 млрд. рублей. Это общая тенденция для регионов – во-первых, кончается стабилизационный фонд, во-вторых, Москва считает, что дотируемые области не заинтересованы в развитии собственной экономики. Но, возможно, эта политика в следующем году не будет особо жесткой – как-никак, грядут выборы в Госдуму, а затем – президентские.

Мне кажется, проект областного бюджета-2011 направлен, скорее, на решение сиюминутных задач. Да, там предусмотрены все социальные расхода, но нет точек роста. Ведь при верстке бюджета должна просматриваться двух-трехгодичная перспектива по отдаче вложенных сегодня средств. Нужна поддержка «курочек», несущих если не золотые, то хотя бы простые яйца -- бизнеса, сельского хозяйства, нужны мероприятия по энергоэффективности. Пока же концепция социально-экономического развития области выглядит слишком размытой.

Что предлагают депутаты – выделить так называемые социально-защищенные статьи, предусмотрев, при этом, 6-процентный рост зарплат, 14-процентный – стоимости ТЭР и семипроцентный индекс-дефлятор. Вычесть эти расходы из реальных доходов и подумать, куда направить оставшиеся средства. Это нормальный рачительный подход.
Марина Лайкаск
2010-10-19


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007