Поиск:


Бренды-легенды
При словах «британский автомобиль» в сознании большинства людей сразу же всплывает в памяти марка Jaguar. В этом нет ничего удивительного, ведь английский концерн, основанный в 20-е годы прошлого века, пожалуй, как никакой другой отражает британский стиль. Просто посмотрите на дизайн большинства Jaguar’ов и вы поймете, о чем идет речь. Статный, величественный, холодный и в то же время темпераментный и дерзкий – все это относится к Jaguar.

Бизнес из коляски

История компания началась с того, что два британца - Уильям Лайонс (William Lyons) и Уильям Уолмсли (William Walmsley) основали в 1922 году компанию Swallow Sidecars. Изначально компания занималась изготовлением мотоциклетных колясок. Причем, среди заказчиков были такие гиганты индустрии, как итальянская Fiat, Austin и Wolseley, Morris и Swift. Все неизменно отмечали стиль колясок от Swallow Sidecars – они были безупречно британскими, рассчитанными на интеллигентов. И не дешевыми. Объем заказов рос с каждым годом, и в 1931 году компания переезжает из приморского города Блэкпул на севере Великобритании, в Ковентри, где увеличивает производство. Кроме того, этот переезд позволил одному из основателей компании - Уильяму Лайонсу, начать проектирование своего собственного автомобиля.

Так в 1931 году появляется первый автомобиль от Swallow Sidecars, названный SS I. Данная модель поставлялась в двух модификациях – с 16 и 20 лошадиными силами. Ее производство продлилось вплоть до 1936 года. Кроме того, компания с 32 года начинает разработку урезанной модели SSI, которая выйдет впоследствии под названием SS II, предназначенной для менее обеспеченных покупателей. Впрочем, изначально и та и другая модель были для отнюдь не бедных людей.

После начала Второй мировой войны на заводах Swallow Sidecars стали производить военную технику. Работа над автомобилями временно прекратилась, чтобы возобновиться в 1948 году. Правда, теперь компания называлась иначе – Jaguar. Создатели решили дать ей это название потому, что Ягуар, как никакой другой зверь, выделялся среди сородичей.

Самые быстрые автомобили в мире

В это же время компания начинает работы над новым двигателем для своих автомобилей – двухцилиндровым двигателем. Во многом, данная разработка компании была революционной, так как именно в Jaguar первыми стали внедрять 2-х и 4-х цилиндровые двигатели в свои серийные автомобили. В этом же году компания представляет на лондонской автомобильной выставке новую модель автомобиля Jaguar, названную XK. Данный автомобиль произвел фурор не только из-за своего внешнего вида, но и благодаря двигателю. Для конца 40-х годов двигатель мощностью в 105 лошадиных сил был просто феноменальным решением. Сами же автомобили Jaguar XK120 развивали скорость до 120 километров в час. Для того времени Jaguar был чем-то вроде современной Ferrari для нас. Быстрый и дорогой.

В начале 50-х годов компания обращает свое внимание на мир автогонок. Уже тогда стало ясно, что лучшей рекламой автомобиля является участие (а еще лучше победа) в престижных гоночных соревнованиях. В 1951 году выходит модель автомобиля Jaguar C-Type со специальным аэродинамическим кузовом. Именно она принесла компании Jaguar первые победы в автогонках. В том числе и победу в 51-м году в легендарном соревновании 24 часа Ле-Мана.
Модели, модели, модели…

В 1954 году выходит популярный кабриолет Jaguar XK140, кроме того, в этом же году начинается выпуск автомобилей Jaguar D-Type, которые являются на сегодняшний день гордостью коллекционеров. Всего было выпущено 88 таких машин. Теперь подумайте, сколько стоит сегодня одна такая?

В конце 50-х годов компания Jaguar представила модель Jaguar Mk II, которая отличалась не только умением развивать высокую скоростью, но и повышенной надежностью. Долгое время данная модель использовалась на службе в полиции Великобритании. Модели сменяли друг друга. При этом старые вовсе не исчезали, а оседали в руках настоящих поклонников автомобилей, уже тогда понимавших будущую ценность Jaguar. Знаменательное событие в истории компании произошло в 1966 году, когда она вошла в холдинг British Motor Corporation. Стоит отметить, что данное слияние не изменило кардинально политику компании Jaguar. Она по-прежнему, была достаточно самостоятельной, и сама отвечала за модельный ряд и будущую стратегию. Кроме того, в ее подчинении теперь оказалась английская компания Daimler, разработки которой пригодились Jaguar. Сами же модели Daimler постепенно стали покидать рынок.

В 1988 году на свет вышел легендарный автомобиль Jaguar XJ220, развивавший скорость до 220 миль в час, и являвшийся самым быстрым автомобилем в мире, выпускаемым серийно до 1994 года. Популярность автомобилей Jaguar в США (а там это в свое время был самый популярным европейский автомобиль класса «люкс») привела к тому, что в 89-м году компания Ford приобрел гордость и достояние Великобритании.

Jaguar – звезда, а не автомобиль

Однако своей популярностью Jaguar обязана не только тому, что является прекрасной автомобильной маркой. Она является еще и звездой шоу-бизнеса и политики. Надо ли говорить, что большинство членов парламента Великобритании передвигаются на Jaguar. Наверное, смотря очередные новости, касательно британского премьера вы не раз видели черный Jaguar – и у Гордона Брауна, и у Тони Блэра. Но не только политик обеспечивают дополнительную престижную рекламу компании. Автомобили Jaguar очень популярны среди музыкантов и актеров. Так, известно, что английский певец Стинг является давним поклонником марки. Более того, он мечтал о своем Jaguar’e даже тогда, когда работал обычным школьным учителем. Что ж, теперь у него их несколько. И они присутствуют даже в некоторых клипах артиста.

А что сейчас?

Как видно из истории компании, у нее не было каких-то потрясений – типично английское развитие. Jaguar всегда была достаточно закрытой компанией, что, впрочем, только способствовало упрочнению ее имиджа. Сейчас у компании не лучшие времена. Убытки, убытки и еще раз убытки. Все это привело к тому, что Ford, сам погрязший в долгах, продал компанию индийской Tata Motors. Сделка оказалась неоднозначной, так как последняя является крупнейшим производителем дешевых автомобилей. И пока никто не может понять, зачем ей понадобилась убыточная компания, производящая очень дорогие машины. В Tata уверяют, что пока не намерены вмешиваться в текущую стратегию Jaguar… Что будет дальше? Пока неизвестно. Одно ясно наверняка – Tata приложит все силы, чтобы восстановить финансовое положение Jaguar. Ведь такими брендами не разбрасываются – особенно в автомобильном бизнесе.
Станислав Прыгунов
2010-09-27


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007