С 1 января 2011 года все виды транспорта, участвующие в общественных перевозках, вступают в новую жизнь. Федеральный закон обязывает их оборудовать весь пассажирский транспорт глобальной навигационной системой российского производства – ГЛОНАСС. Этот процесс в Саратове идет полным ходом. Хотя и натыкается на некоторые спорные моменты.
Мнения бывают разные
В Саратовской области терминалами ГЛОНАСС уже несколько лет назад начали оборудовать междугородние автобусы.
- Хотим мы этого или не хотим, устанавливать системы необходимо, - говорит директор ОАО «ПассажирТранс-1» Михаил Любарский. - Необорудованный автобус будет считаться неисправным и на линию выйти не может. Кроме того, ГЛОНАСС позволит эффективно дополнить работу уже имеющихся контрольных узловых пунктов, обеспечить контроль за соблюдением маршрута, скоростным режимом. Дополнительные опции позволяют контролировать расход топлива, температуру двигателя, температуру воздуха в салоне.
А вот в необходимости появления их на городских маршрутах уверенности нет.
- Для автобуса, особенно междугороднего, ГЛОНАСС – насущная необходимость. Автобус ушел в рейс и важно, жизненно важно знать, где он и как едет, - считает председатель гильдии предприятий и предпринимателей, работающих в сфере пассажирских перевозок при региональной ТПП Саратовской области Андрей Данилов. - Важно это и для трамваев-троллейбусов, где ездит много льготников – система дает возможность их точно посчитать, а значит, уточнить размер компенсаций из бюджета. А вот «Газелям» не нужны никакие навигационные системы: на льготников они не завязаны, компенсаций не получают. Что касается контроля, то за 10 лет работы уже все давно отлажено, и маршруты курирует живой диспетчер на телефоне. Да и в наших пробках управлять, собственно, нечем. Допопция вроде контроля расхода топлива тоже не требуется: у нас все машины работают на газу и эта проблема просто не актуальна. ГЛОНАСС на «Газелях» - это выброшенные деньги.
Смена курса
ГЛОНАСС в Саратове имеет непростую историю. Напомним, в 2008 году был объявлен аукцион, который и должен был определить фирму-поставщика программного обеспечения и терминалов. Победившая фирма по непонятным до сих пор причинам сняла свою заявку.
В этом году администрация Саратова в вопросе глонассизации пошла по другому пути.
- Действительно, в 2008 году мы проводили аукцион по этому вопросу, - рассказывает заместитель директора МУ «Транспортное управление»Сергей Крупенников. - Выиграла его одна фирма, которая объявила, что поставляют программное обеспечение за 00 рублей 00 копеек с ценой договора в 1 рубль.
По 94-ому федеральному закону при цене контракта до 100 тыс. рублей мы имеем право заключать договор сами, от 100 до 500 тысяч рублей – это короткая котировка, а дальше – аукцион. Но смысл нам проводить котировку или аукцион, если нам ставят программ ценой в один рубль.
Большая разница
Между тем у перевозчиков имеется ряд серьезных претензий к внедряемым навигационным продуктам.
- Проблема в том, что сигналы от приборов разных производителей не унифицированы, - говорит Михаил Любарский. - Имеется несколько групп приборов ГЛОНАСС, к каждому из которых необходим свой сервер. Например, сегодня не унифицированы сигналы приборов, устанавливаемых на общественный транспорт города и области.
С ним согласен коллега по транспортному цеху:
- В Саратове очень маленький выбор фирм, занимающихся установкой терминалов, - отмечает Андрей Данилов. - Из-за этого нет конкуренции или она минимальна, что серьезно сказывается на цене. Мы с перевозчиками нашли несколько фирм, устраивающих нас по цене, но их терминалы из-за разницы сигналов не сможет «увидеть» МУ «Транспортное управление», где программа другой фирмы стоит уже давно. Вот и получается, что мы находимся между молотом и наковальней. С одной стороны, выполняя закон, я могу поставить терминалы любого производителя. Формально этого мне никто не запрещает, да и закон я выполню. С другой стороны, какой смысл в этом приборе, если на мониторе диспетчерской автобус не будет отображаться, а значит, рано или поздно придется переустанавливать или дооснащать модуль.
Цена вопроса
В Саратове порядок цен на терминалы ГЛОНАСС колеблется от 17 до 21 тысячи рублей (для сравнения, GPS-приемники стоят 10 тыс. рублей), что для владельцев автобусов накладно, а «Газелей» – просто разорительно.
- Для «Газели» цена прибора сопоставима с месячной, а то и полуторамесячной выручкой. Хотя фирма и предлагают рассрочку платежа, но в любом случае для перевозчиков это существенно, - отмечает Данилов.
При этом перевозчики ссылаются на премьер-министра Владимира Путина, который пообещал в СМИ снизить стоимость оборудования для ГЛОНАССа до 3 тыс. рублей.
- В выборе оборудования нам сверху особо никто никаких команд не спускал. Единственное, что мы хотим – исключить разнобой. Если будет хаос, то никакой работающей системы мы не создадим, - говорит Любарский. – Принято решение проанализировать существующий рынок и выбрать оптимальную систему, которая бы не ломалась. Причем хочу отметить железное правило, проверенное опытом: то, что дешево, быстро выходит из строя. Но, конечно, мы не собираемся выбирать и супердорогое оборудование, как, например, в Москве – по 40 тыс. рублей.
Ему вторит замдиректора МУ «Транспортное управление»:
- Основная действующая сила здесь – сами перевозчики, - объясняет Сергей Крупенников. - На собрании они сами выбрали фирму «Техноскан» - саратовского дилера ОАО «Российские навигационные технологии» (РНТ), которая устанавливает терминалы «Автотрекер». В свою очередь нам нужна четкая программа под диспетчерскую службу. С «РНТ» достигнута такая договоренность: программное обеспечение, установленное на нашем сервере, позволяет перевозчикам видеть практически ту же картину, которая есть у нас, так как у них есть возможность наблюдать за движением транспорта со своего компьютера.
Центр, прием
В перспективе, все эксперты говорят о необходимости унификации сигналов, обмене протоколами между производителями оборудования ГЛОНАСС. Однако когда это произойдет – пока неизвестно.
В результате сегодня в Саратовской области фактически существуют два ГЛОНАСС-центра. Один – в
Центральной диспетчерской службе при региональном Минтрансе. Они являются официальным дилером «М2М телематика» и устанавливают терминалы этого производителя на междугородние автобусы и пассажирский автотранспорт ряда городов региона. Хотя, например, в Балаково с производителем, а значит, принадлежностью к сети центральной диспетчерской, пока не определились.
Второй ГЛОНАСС-центр – Саратов, где транспорт оборудуется системами «Автотрекер» разработки компании «РНТ». Как эти два центра будут при необходимости обмениваться информацией – пока до конца не известно. С другой стороны, целесообразность введения единой диспетчеризации на территории всего региона пока тоже под вопросом. Ведь после обмена протоколами и унификации сигналов в регионе буквально в каждом городе может быть создана своя диспетчерская, по запросу предоставляющая информацию куда угодно.
Стоит отметить, что на федеральном уровне уже создан единый оператор навигационных систем ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС). В Саратовской области обсуждается возможность создания регионального оператора на базе «Центральной диспетчерской службы».
Льготники - на выход
Между тем, внедрение ГЛОНАССа дает возможность реализовать еще один проект – учет пассажиропотока и льготников. Сейчас получить точные данные по перевезенным, например, за месяц, льготникам не предоставляется возможным. Перевозчики лишь указывают количество выходов автобуса на маршрут в течение этого времени.
- Для больших автобусов это надо было давно сделать, - считает Андрей Данилов. - Сегодня основной принцип такой: автобус сделал столько-то кругов, написали – получили компенсацию. А с помощью этой системы можно будет исключить приписки за невыполненную транспортную работу: и город, и область будет видеть, что автобус действительно находился на маршрут и посчитать, сколько льготников он перевез. Точность выплаты бюджетных денег возрастает десятикратно.
Установка дополнительных датчиков позволит говорить и о введении социальной карты льготника, как это уже сделано в ряде других городов России. В Саратове этим вопросом планируют вплотную заняться уже в следующем году:
- Об этом лучше говорить с перевозчиками - они люди опытные, - говорит Сергей Крупенников, - Они будут предлагать свои варианты, а мы смотреть.
Замдиректора МУ «Транспортное управление» не даром ссылается на перевозчиков. Ведь расходы по установке датчиков на каждый автобус опять лягут на их плечи. Цена вопроса – от 5 до 10 тыс. рублей, в зависимости от производителя и типа считывающей аппаратуры, что не исключает и увеличения стоимости.
«Мы изучали опыт других регионов и не могу не отметить дороговизну таких систем, - рассказывает Михаил Любарский. – В Москве оборудование одного автобуса турникетом и пропускающим-считывающим устройством обходится примерно в 100 тыс. рублей. Может быть, в дальнейшем что-то изменится, но пока порядок цен вот такой».
- Специалисты по управлению говорят, что бессмысленно автоматизировать хаос, - считает консультант по инновационной деятельности региональной ТПП Александр Влащевский. – Нужно сначала по уму организовать работу общественного транспорта: обеспечить, например, чтобы на маршрутах не было избыточного автотранспорта. Этот шаг сразу же снизит количество пробок. А вообще, перспективы у навигационных систем огромные. Например, установка их на автомобили, вывозящие мусор на полигоны, позволит пресекать создание несанкционированных свалок, так уже делается в других городах РФ.