Поиск:


Хвост виляет собакой
Считается, что Интернет-торговля начинает развиваться при подключении к сети не менее 25 процентов населения. Хотя в Саратовской области это условие соблюдено – у нас насчитывается около 500 тыс. пользователей, из которых 300 тысяч живут в Саратове, местные on-line магазины пока можно пересчитать по пальцам.

Теоретически, заниматься интернет-торговлей выгодно – отсутствуют большие товарные запасы, требующие складских помещений, торговых залов и продавцов. Относительно недорого стоит и создание сайта магазина. Его цена зависит от товара и задач магазина – чем выше его уровень, чем больше товаров и различных опций, тем дороже обойдется создание и продвижение сайта.

- С точки зрения разработчиков, создание интернет-магазина - трудоемкий процесс, имеющий множество нюансов, - считает глава саратовского клуба IT-директоров Игорь Соловьев. - Когда разработчики говорят: мы не знаем, сколько будет стоить магазин, это, с одной стороны, правда, а о другой – пугает заказчика. Бизнесмену нужно четкое понимание структуры его финансовых вложений, позволяющее оценить – нужен ему интернет-магазин, или нет.

По оценке Соловьева, создание простого интернет-магазина на базе готового шаблона стоит от 20 тыс. рублей и занимает от 15 до 30 дней. Придание шаблону индивидуальных черт обойдется в 25 тыс. рублей.

Кстати, на этом же этапе стоит задуматься о качественном наполнении сайта. Например, крупных фотографиях товара, сопровождаемых видеопрезентацией и подробным описанием. В будущем это поможет уменьшить число возвратов покупок и работу по претензиям.

Порядка 20 тыс. рублей придется потратить на SEO, то есть поисковую оптимизацию сайта. Ее делают, как правило, сразу. Хотя дальнейшая раскрутка сайта также стоит денег. Сколько – зависит от выбора способа продвижения, коих великое множество: от поисковых систем и социальных сетей до создания и управления интернет-сообществами.

Для начала работы хватит небольшого - порядка 16 кв.м., помещения, и трех-четырех сотрудников – администраторов и логистиков. По мнению специалистов, это количество сотрудников оптимально для круглосуточно работающего Интернет-магазина. Кстати, опыт владельца интернет-магазина по продаже образовательных программ показал, что пик продаж его товара приходится на период с 18 до 24 часов.

Один из самых сложных вопросов – доставка. Крупные логистические компании уже начали осваивать рынок интернет-торговли, однако Саратов в этом плане им пока не интересен – у наших интернет-магазинов слишком маленькие объемы:

- Логистику можно организовать самим, договорившись с транспортной компанией или курьерской службой. Но при этом, если доставка осуществляется по городу, то цена товара должна быть достаточно высокой, - говорит Игорь Соловьев.

Возможна и организация собственной курьерской службы, хотя она, как правило, необходима лишь при достаточно большом обороте.

Интересный опыт имеет московский магазин по продаже автозапчастей «Экзист»: в его распоряжении огромная сеть терминалов по выдаче товаров в городах России. Такой прием закрывает и вопрос с возвратом товара.

Еще одну проблему в условиях саратовской действительности представляет организация системы оплаты покупок. Услугу электронного банкинга предоставляют пока далеко не все банки, а система WEB-many, хоть и удобна, но вряд ли будет эффективна.
Как признался регистратор этой системы в Саратове Максим Былинкин, из 50 тыс. кошельков, «прописанных» в нашем городе, активны в лучшем случае одна-две тысячи. Остальные кошельки считаются «пустыми» - по ним проходит менее пяти операций.

Будущим владельцам интернет-магазинов стоит быть готовыми и к спорам в вопросах бухгалтерии. Так, в межрайонной налоговой инспекции утверждают, что интернет-магазины не подпадает под «упрощенное» налогообложение, хотя многие их владельцы спокойно работают именно по такой системе.

Не исключены и проблемы собственно с Интернетом: всегда есть шанс, что сайт будет по каким-то причинам отключен. Российское законодательство не регулирует эту сферу деятельности в полной мере, а значит, в отличие от западных бизнесменов, вам будет тяжело доказать в суде, что провайдер нанес действительно тяжелый урон вашему бизнесу.

Личный опыт

Вадим Песков, генеральный директор ООО «Другая компания»:
- По нашим оценкам, разработка интернет-магазина с уникальным дизайном и интеграцией в социальные сети обойдется заказчику в сумму не менее 100 тыс. рублей. При этом самой популярной соцсетью в Саратове является «В контакте».
Сейчас мы работаем над созданием саратовского интернет-магазина с объемом инвестиций порядка 400 тыс. рублей. При этом мы делаем ставку на продвижение через контекстную рекламу, социальные медиа и блоги. Продвижение через поисковую оптимизацию планируем произвести через полгода после запуска: на начальном этапе это неэффективный канал продвижения со слишком большим бюджетом и отсутствием гарантий на получение результата.
Вся оптимизация делится на два вида – оптимизацию самого сайта и продвижение. Оптимизацию сайта делать надо в любом случае. Особенно это касается SEO – продвижения по поисковым системам. Заказчику кажется, что информация на сайте выглядит красиво, но поисковая система может просто не увидеть ее и пройти мимо..
В дальнейшем, на наш взгляд, лучший метод продвижения интернет-магазина – это контекстная реклама. Там цена идет за клик, то есть за реального посетителя на сайте. И мы можем заранее сказать, во что обойдется увеличение посещаемости сайта, например, до 10 тыс. человек в месяц.
Что касается способам оплаты, то мы делали исследование по наиболее распространенным из них. Идеальный вариант – кредитки, в России используют менее 5% сайтов, WEB-many и Яндекс-деньги – 20-30%. Пожалуй, оптимальный вариант – это интеграция интернет-магазина с автоматами Киви. Они знакомы всем – именно через них большинство пополняет счета своих мобильных телефонов.

Елена Васюкова, коммерческий директор ИС «СаратовБизнесКонсалтинг», интернет-магазин «Пешка»:
- Интернет-магазин «Пешка» создан на базе информагентства «СарБК». Стоит отметить, что «Пешка» - это не классический интернет-магазин. Это – скорее торговая площадка, где все желающие могут продавать свои товары. Фактически, его создание нам ничего не стоило.
Сегодня на нашей площадке работают более сотни продавцов. Счет товаров идет на тысячи. Для бизнеса это выгодно: зачем набивать шишки на раскрутке нового сайта, когда уже есть готовая площадка. Размещение на площадке бесплатное, мы берем лишь небольшой процент с продаж.
Несмотря на большое число желающих разместиться на «Пешке», мы стараемся соблюсти момент эксклюзива. То есть, если один поставщик с товаром N у нас есть, второго мы не пускаем. При этом, если у второго поставщика более интересное предложение, например, по ценам, мы предлагаем понижать цены первому поставщику.
На площадке сейчас присутствует в основном саратовские предприниматели, но ведутся переговоры и с другими регионами. Нам интересно сотрудничество с заводами-производителями. В перспективе «Пешка» планирует заниматься доставкой питания, продуктов питания. Сейчас ведутся переговоры по доставке обедов в офисы.
В целом, я считаю, что товары интернет-магазинов должны конкурировать с товарами офф-лайновых магазинов. Это касается и ценовой политики. В целом в «Пешке» работает 5 человек, хотя техобслуживанием занимается весь технический персонал «СарБК».
Стоит отметить, что в Саратовской области культура покупок через интернет пока сформирована недостаточно. Например, в «Пешке» можно оплатить товар наличными, хотя нам был бы интересен и вариант с пластиковыми карточками. Но эта система оплаты в нашем регионе только-только набирает обороты.
Что касается продвижения сайта, то мы пользуемся возможностями холдинга «СарБК», в том числе радио- и телевизионной рекламой. В целом бюджет магазина на продвижение зависит от продаваемого товара и поставленных задач.
Например, в Яндексе чем чаще запрашивают тот или иной товар, тем дороже обойдется реклама его продавцам. Что касается социальных сетей, то это, мне кажется, вообще не площадка для раскрутки Интернет-магазина. Реклама в соцсетях – что пушкой по воробьям стрелять. Хотя, например, для сотовых компаний соцсети, имея большую аудиторию, могут представлять интерес.
В целом могу сказать, что интернет-магазины в Саратове, конечно, будут появляться. И при этом их владельцам придется учиться всему самостоятельно. Ни в Москве, ни в других городах никто уже не учит этому бизнесу, не желая растить конкурентов.

Игорь Митрофанов, директор магазина игрушек «Вундеркиндик»в в Саратове:
- Наш интернет-магазин – скорее, дополнение к существующему в реальности магазину игрушек. В Саратове on-line торговля идет не очень активно. Менталитет покупателей таков, что посмотрев сайт, за покупкой они приходят в магазин реальный. Многим хочется потрогать, посмотреть игрушку, хотя и картинки, и описание на сайте выложены. То есть, это больше информационный ресурс.
Заказы поступают и из других городов. Доставляем через службу доставки, почту России.
Я считаю, что на начальном этапе нет смысла вкладывать большие средства в разработку и продвижение интернет-магазина. Создание сайта на стандартном движке с хорошими перспективами обошлось мне в 20-30 тыс. рублей. Еще 20 тыс. рублей были потрачены на рекламу при запуске. Но здесь реклама проводилась совместно с обычным магазином.
В целом продвижение интернет-магазина – достаточно дорогостоящее удовольствие, хотя есть и множество бесплатных способов это сделать. Если брать мой магазин, то он выходит на 2-3 строках в Яндексе.
Что касается системы оплаты, то у нас это банковский перевод или наличные при доставке курьером. Для введения Web-many и Яндекс-деньги есть ограничение по мощности движка. Пластиковым картам у нас еще не очень доверяют. Хотя при дальнейшем развитии сайта мы планируем ввести смс-оплату.
Собственная курьерская доставка – 50 р. Есть и бесплатная при заказе от 2000 р. Как ни странно, но при совсем бесплатной доставке заказов становится меньше – клиенты, по-видимому, бояться, что сумму доставки я включу в стоимость игрушек. Хотя на 30-40% игрушек цена в интернет-магазине ниже, чем в обычном.
Наталья Максимова
2010-09-10


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007