Главное в турбизнесе – чтобы народ не скучал
Cовременная туристическая индустрия является одной из самых доходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации туризм давно вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, компьютеров и офисного оборудования и топлива.
Казалось бы – вот она, золотая жила – строй себе турбазы по берегам Волги и греби деньги лопатой. Однако в нашей области инвестиции в региональный туризм считаются не только «длинными», но и достаточно рискованными. О том, почему это происходит, рассказал директор развлекательного туристического комплекса «Ассамблея» Станислав Стародумов.
- Насколько сложно в нашей области сегодня открыть свой туркомплекс?
- Если брать «Ассамблею» за пример, то сразу нужно сказать, что организация аналогичного бизнеса займет немало времени и денежных средств. Мелкие турбазы – только летние или работающие в режиме «продвинутого пляжа», требуют меньших вложений и окупаются быстрее. Ну а в остальном проблемы одинаковые. И главная – получение разрешения на аренду земли, очень много специфических условий нужно выполнить для этого. Конечно, лучше, если земля под турбазой своя – наш комплекс начинался с арендованного участка, но спустя четыре года нам удалось его выкупить. И здесь многое зависит от позиции муниципалитета. Например, то, что левый берег Волги перестал быть свалкой и застроился турбазами, я считаю целиком и полностью заслугой энгельсских властей.
- То есть, необходима поддержка?
- Еще как, мы же не «однодневники», мы повышаем экономическую привлекательность города и района, улучшаем берега реки. То есть мы в конкретный кусок земли инвестируем достаточно крупные суммы. Из огромной помойки мы сделали симпатичное место, куда съезжаются люди со всех регионов Росси. Конечно, хотелось бы иметь какую-то отдачу и помощь со стороны властей в налогах, получении различных разрешений и так далее.
- Какие еще есть трудности?
- Их достаточно много. Например, минимум за сто метров от воды предприниматель не имеет права ничего строить. То есть эта земля пропадает впустую.
- Насколько все зависит от персонала? Как вы его подбирали?
- Практически все от него и зависит. В первую очередь, обращение с отдыхающими – ведь важно, чтобы люди захотели к нам приехать еще. Второе – не создавать текучку кадров. У нас работает около ста пятидесяти человек и все на постоянной основе. Люди должны быть коммерчески заинтересованы в своей карьере, многие отвыкли, что с них спрашивают. Еще нельзя, чтобы персонал «жил» в комплексе. Поэтому надо наладить транспорт, чтобы человек чувствовал, что едет на работу
- Есть ли у вашего комплекса своя изюминка?
- Прежде всего, это пляж длиной около четырехсот метров. А также яхт-клуб, детские городки, зоны барбекю – порядка десяти тысяч квадратных метров только для развлекательных услуг, сама же территория комплекса занимает около двадцати двух гектаров. Мы можем принять около двух-трех тысяч человек, я имею в виду не спальные места, а общую вместимость какого-либо крупного мероприятия.
- Вы их часто организовываете?
- Постоянно, и сами, и вместе с кем-нибудь. Иногда у нас арендуют танцевальную площадку. На мой взгляд, для успешного турбизнеса надо, чтобы место постоянно было занято, чтобы было много народа и никто не скучал.
- А есть ли смысл открывать небольшие турбазы?
- На мой взгляд, смысл есть в любом случае – люди любят Волгу. Другое дело, что и рентабельность от таких турбаз будет не слишком большой.
- Какова рентабельность у вашего бизнеса?
-Дело в том, что «Ассамблея» включает в себя множество направлений и складывается из них, как мозаика. То есть, у бара своя рентабельность, у яхт-клуба – своя, и так далее. Какой единый показатель мы не выводили.
- Дополнительные услуги – аренда лодок, бильярд, прокат лошадей – важны?
- Если вы хотите построить именно туристический комплекс, то, безусловно. Именно побочные виды бизнеса создают атмосферу, помогая людям не заскучать во время отдыха. Даже банальный стол для настольного тенниса будет иметь успех. Если вы приедете на турбазу, а там будут одни домики для ночевки, то уже через пару дней вам там надоест. Люди едут за комплексом услуг, и они окупаются все вместе, а не каждая по отдельности. Можно сказать, что около пятидесяти процентов дохода приносит именно дополнительные услуги.
- Ваши вложения уже окупились?
- Нет, конечно, такого размера и уровня комплексы не могут окупиться за четыре года. Это не тот вид бизнеса, который дает быструю отдачу и сразу начинает приносить деньги – к этому надо быть готовым. К тому же, мы постоянно расширяем и развиваем комплекс, стройка и работа идет по многим направлениям. По поводу инвестиций могу сказать, что в саратовские берега те же москвичи не особо вкладываются, по крайней мере, я о крупных проектах не слышал. Может, есть инвестиции в локальные турбазы, но точно не в инфраструктуру.
- Какие ниши сейчас свободней – крупных туркомплексов или небольших?
- В Саратове меньше занята первая, но и среди мелких турбаз конкуренция пока тоже невелика. При запуске шансы на успех у проектов, на мой взгляд, будут примерно равными.
- Насколько Саратов, на ваш взгляд, продвинут в туристическом плане по сравнению с соседями?
- Сложно сказать. Таких крупных комплексов, как наш, там нет. А вот небольших турбаз в той же Самаре намного больше, да что там говорить, у них набережная – один сплошной ухоженный пляж.
- Цена поездки на саратовскую турбазу сравнима с отдыхом в Турции, многие выбирают второе.
- Заграница – это хорошо, но не забывайте про перелеты, загранпаспорта и языковые барьеры. К тому же, многие наши соотечественники уже устали туда ездить или климат трудно переносится. А берега Волги всегда были традиционным местом отдыха.
- Почему турбазы практически не строятся вниз по течению Волги?
- Это устоявшийся еще с советских времен стереотип – дескать, выше города вода чище. На самом деле, месторасположения особой роли не играет. Ниже Саратова находятся очень красивые места и их надо обязательно осваивать.