Поиск:


Верблюды, форель и половецкие пляски
Саратовской туриндустрии не хватает идеи

Фраза «понаехали тут всякие» уже не актуальна. Любая мало-мальски продвинутая страна давно борется за то, чтобы в нее как можно больше понаехало. Разумеется, туристов.
С некоторых пор за это ратуют и в нашей стране. И если для иностранных бедолаг путешествие по России спокойным отдыхом не назовешь – чего только стоит недавно введенное для них требование самим оплачивать регистрационную пошлину, причем исключительно в Сбербанке (раньше это делали отели), то россияне пока еще без проблем могут посещать всякие уголки нашей необъятной Родины.
В борьбу за поток туристов включились самые разные регионы – Байкал и Суздаль, Петербург и Домбай. В этом ряду скромно притулилась и Саратовская область. 265 тысяч человек, посетивших ее в прошлом году, громадной цифрой не назовешь. На круглом столе в областной думе, обсуждавшем проблемы туризма, прозвучала реплика, что туристический потенциал области используется лишь на 20 процентов. Сложно сказать, как выведена эта цифра – на взгляд автора, она должна быть на порядок меньше.
В ряду отраслей экономики саратовская туриндустрия чувствует себя нелюбимой падчерицей. Даже ее принадлежность к министерству спорта говорит о неком «физкультурном» отношении к предмету – знаем мы туристов, им много не надо – палатку в руки, и вперед! Однако на необустроенной походной романтике сейчас много не заработаешь.
Как делать деньги на туристах наши власти представляют слабо. Да и сами бизнесмены, в общем-то, тоже. Одни жалуются на короткий летний сезон, другие – на необеспеченность саратовцев, предпочитающих отдыхать на даче. И все вместе дружно клянут фирму «Берег-2008», задравшую цены на причаливание к стенке набережной в полтора раза по сравнению с другими волжскими городами.
Отсутствие инфраструктуры, плохие дороги, ужасные районные гостиницы – безусловно, объективные причины, мешающие развитию областного туризма. Но не единственные. Главная беда в том, что это немодный тренд. Строительство торгово-развлекательного комплекса – это круто, а кемпинга в Базарном-Карабулаке – да ну, кто туда поедет. Происходит это из-за глобального равнодушия к родному краю. Особенности краснодарского побережья известны как саратовским предпринимателям, так и рядовым жителям гораздо лучше берегов Волги. Первые убеждены, что в области «смотреть нечего», вторых, соответственно, никуда и не зовут. Но туризм – это тот редкий случай, когда предложение должно опережать спрос, более того – формировать его.
Для того, чтобы Хвалынск стал региональным брендом, понадобилось лет десять – еще в 90-е туда ездили, в основном, художники. Страшно подумать, сколько должно пройти времени, чтобы на саратовской туристической карте появились и другие места.
Владимир Маныкин, директор туристического агентства «Примавера».
- На туризм давно нужен другой взгляд – политико-экономический. С одной стороны, идет продвижение региона, который получает политические дивиденды, с другой – зарабатываются деньги. При этом в государственных инвестициях нуждается инфраструктура – дороги, мосты, лини связи, электропередач и т. д., сами же туристические объекты должны строиться только на частные деньги – лишь тогда будет достигнута конкуренция.
- Почему при всей привлекательности идеи, большинство саратовских бизнесменов не спешит вкладываться в развитие местной туриндустрии?
- Это долгие деньги, отдача от которых появляется нескоро. Плюс небольшая, по сравнению с другими нишами маржа. Мешает и общее ощущение нестабильности в экономике – я знаю многих предпринимателей, которые в принципе сворачивают свой бизнес.
- И все же, какие-то удачные примеры ведь можно назвать?
- Конечно. Достойно всяческого уважения то, что Сергей Миронов делает в Хвалынске с горнолыжным центром – человек рискует деньгами, берет громадные кредиты, но ведь проект работает! В Саратове набирает обороты лыжный центр «Роща». Что касается волжских турбаз, то зачастую бизнесмены их делают под себя и деньги при этом не зарабатываются, а проедаются.
- Директора баз жалуются, что при таком коротком лете трудно заработать.
- А надо развивать зимний сезон! Всякие катания на тройках и снегоходах, подледную рыбалку – можно много всего придумать! Люди поедут туда, куда стоит ехать. Не просто в Базарный Карабулак, где лыжня проложена и сосны стоят, а где есть какой-то аттракцион. Хотя бы вотчина саратовского Деда Мороза.
Я давно говорю о том, что области нужен и тематический парк развлечений – наподобие Диснейленда. Это не утопия, все осуществимо. Например, есть место приземления Гагарина, земли вокруг для постройки Космоленда – парка, посвященного авиации и космонавтики, хватает. Да дети от аттракциона «Полет на Луну» визжать от восторга будут! Плюс вертолетные экскурсии, подъем на воздушных шарах…
- А что-то не такое затратное можете предложить?
- Пожалуйста – кемпинг. Но не просто место для палаток, а цивильный кемпинг – с душем, нормальным туалетом, кафе. В таких вся Европа живет. Денег этот проект требует небольших, так как капитальных строений практически нет – в основном, мобильные конструкции.
- Но к кемпингу ведь тоже потребуется какая-то фишка.
- Да их много есть и самых разных. Здесь ничего изобретать не надо, все уже придумано. Например, природа Хвалынска позволяет создавать небольшие форелевые хозяйства – каскад небольших прудов, устраиваемых в холодных родниковых ручьях. На любой турбазе будет органично смотреться прокат велосипедов, лошадей. Гонки можно даже на верблюдах организовывать. Во всем мире очень популярна идея интерактивных деревень – люди в национальной одежде что-то делают, мастерят, еду готовят. Можно вместе с ними попытаться горшок слепить или подкову выковать, хлеб в печи испечь. Но это должна быть не интернациональная деревня, как у нас на Соколовой горе, а какая-то одна – русская, немецкая или татарская. Отличная идея – реконструкция исторических событий, массовые ролевые игры – жизнь золотоордынского города, доставка соли чумаками, поиски клада в пещере Кудеяра. Главное, что привлекает в этом туристов – возможность делать что-то самому, а не быть просто зрителем.
- Одна из идей – экскурсии по дворянским усадьбам. Но ведь многие из них совсем разрушены, там не на что смотреть.
- А здесь и не надо гнаться за материальными доказательствами, главное – дух. Усадьбы можно отстроить и устраивать в них костюмированные балы – с живой музыкой и костюмами времен Наташи Ростовой. В соседнем Тамбове есть отличный пример – старую городскую гостиницу купила фирма «Амакс», довела ее до евроуровня, после чего обнаружила, что туристов в ней почти не бывает. Стали в ней устраивать подобные балы и так раскрутили их, что теперь туда москвичи в очередь стоят.

Марина Лайкаск
2010-07-06


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007