Поиск:


Транспортный узел
Интерактивная компьютерный комплекс избавит Саратов от пробок

Без использования инновационного подхода, современных информационных технологий дорожно-транспортное хозяйство области эффективным быть не сможет. В этом уверен председатель комитета по экономической политике, собственности и земельным отношениям Саратовской областной думы Олег Галкин, рассказавший «ДГ» о перспективах развития отрасли.
-Олег Александрович, как выполняются областные целевые программы по развитию транспортной инфраструктуры?

- Программа развития транспортного комплекса совсем недавно была принята правительством Саратовской области, причем с целым рядом критических замечаний, высказанных и губернатором, и депутатами. Стоит сказать, что у нее мощная научная подоплека, специально была разработана концепция развития, а вот методической базы явно не хватает. В полном объеме программа начнет действовать со следующего года, и, думаю, будет в процессе работы постепенно усовершенствоваться. Раньше единого документа, охватывающего всю отрасль, не было, действовали лишь разрозненные программы – например, по безопасности дорожного движения.
- Финансирование дорожно-транспортного комплекса осуществляется сейчас в рамках бюджетных ассигнований. Распорядителем средств является областное министерство по развитию транспортного комплекса. Прозрачны ли, на ваш взгляд, эти расходы?
- В принципе, да. Основная проблема сейчас – в недофинансировании отрасли, причем как на региональном, так и на федеральном уровнях. Это видно по состоянию магистралей. Дополнительные средства на дорожное хозяйство необходимы. Старинная беда нашей страны никуда не делась, а даже прогрессирует в отдельных местах.
Поскольку транспортный налог является областным, в этом году депутаты приняли решение о зачислении 25% непосредственно в местные бюджеты – чтобы муниципалитеты получили дополнительный источник финансирования работ по ремонту местных дорог и внутри населенных пунктов.
- Как вы относитесь к строительству платных дорог?
- Мне кажется, для нашей области это не самый актуальный вопрос. Хотя на одном из последних заседаний комитета мы обсуждали поправку в законодательство РФ о внедрении платных участков дорог областного и муниципального значения.
- Саратовские автомобилисты считают, что в соседних регионах дороги лучше. Почему? Там больше тратится средств, качественнее строят?
- Здесь задействован комплекс причин. У нас больше протяженность дорог, в том числе областного значения. В Пензе, напротив, преобладают федеральные трассы. Хотя, по идее, во всех регионах федеральные трассы должны быть одинаковы, поскольку действуют равные нормативы отчислений. В Волгограде раньше дороги были лучше наших, сейчас стали хуже… К качеству же ремонта надо подходить в каждом случае индивидуально – нельзя сказать, что большинство тендеров выигрывает какая-то одна организация, у нас действуют и иногородние подрядчики.
- Нужно ли саратовцам перенимать чей-то опыт?
- Российский опыт – вряд ли. Найти область, где с дорогами все в порядке, сложно. Ну а Москву и Краснодар принимать в расчет вряд ли стоит.
- Пробки в Саратове – муниципальная проблема?
- Если подходить к букве закона, решать ее должен муниципалитет. Но я считаю, что в данном случае это проблема всех органов власти. Разобраться с транспортными вопросами без поддержки области город не в состоянии. Действительно, по количеству пробок Саратов приближается к гораздо более крупным городам. Количество машин растет, и в ближайшей перспективе ситуация будет только ухудшаться. То, что дороги надо ремонтировать – это один момент, но даже в отремонтированном виде магистрали не выдержат имеющегося потока транспортных средств. Как решать проблему, какие узкие места надо расшивать? Недавно ко мне приходили специалисты из известной IT-компании с предложением разработать модель развития транспортной системы Саратова. Собрав данные о загруженности дорог, можно сделать программный комплекс, который в реальном режиме времени позволит определить такие места и предложить пути решения проблемы. Это будет интерактивная карта с возможностями редактирования. Например, на улице Рахова образуются пробки – расширяем кликом «мышки» проезжую часть на полтора метра (при этом программа автоматически обсчитывает стоимость) и видим, как будет происходить дальнейшее движение. Где возникнет следующее узкое место, или такого в этом районе уже не будет. Может, не Рахова надо расширять, а Астраханскую, или другую параллельную улицу. Что будет, если сделать движение односторонним или поменять режим работы светофоров. Словом, смоделировать различные ситуации, позволяющие выбрать лучшее решение. Более того, подключив систему к светофорному хозяйству можно осуществлять их переключение в интерактивном режиме, исходя из нагрузки на магистрали в течение дня.
- Это просто теоретическое предложение или уже начата какая-то работа?
- Мы планируем обсудить вопрос на Совете по развитию предпринимательства при областной думе – думаю, это произойдет во второй половине июня. После чего представим программу в более четком виде и предложим для совместной реализации области и муниципалитету. К тому же, оборудование, необходимое для работы системы, может участвовать и в другом интересном проекте – это так называемый электронный проездной билет. Не секрет, что большой нагрузкой для бюджета являются выплаты перевозчикам за льготников. В области 700 тысяч человек имеют право на льготный проезд, но как часто они ездят, сказать сложно. В настоящий момент компенсация затрат происходит по неким эмпирическим формулам, не основанным на реальных цифрах. По-хорошему, каждому льготнику должна быть выдана пластиковая карта, которая выступает в качестве проездного. Заходя в транспорт, пассажир прикладывает её к специальному терминалу. Данные передаются в министерство транспорта, исходя из них каждому перевозчику начисляется компенсация. Это нормальная прозрачная система. А оборудование, считывающее данные с карт, сможет параллельно передавать на интерактивную карту информацию о пробках.
- Цена вопроса большая?
- Значительная. Для внедрения электронного билета потребуется около 50 млн рублей, стоимость программного обеспечения пока не точно не обсчитывали – где-то порядка 20 млн рублей.
- Как вы относитесь к предложению о введении платной парковки в центре города? – Такие проекты неоднократно начинали действовать, но потом плавно сходили на нет. Смотрите, парковка на многих улицах сейчас запрещена, но это не мешает людям оставлять там свои машины. В этом отношении Саратов – город с поражающим правовым нигилизмом. Поэтому если мы говорим о строительстве платных парковок – подземных или надземных, то инвесторы должны рассчитывать на их прибыльность. А автомобилисты должны понимать, что если ты оставил машину в неположенном месте, то через 5 минут ее просто эвакуируют, и ты не сможешь договориться с работниками ГИБДД о решении проблемы на месте. Если это будет, то инвестиции в частные парковки сразу появятся.
- Нужны ли какие-нибудь дополнительные региональные законы, регламентирующие работу транспортного комплекса?
- Законодательная база очень хорошая – нужно лишь выделение необходимых средств и их эффективное использование. Нынешняя транспортная система должна базироваться на современных технологиях, то, что было раньше, эффективно работать не сможет.

Марина Лайкаск
2010-06-11


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007