Ставка на соки-воды сделала «Вимм-Билль-Данн» одной из самых успешных российских компаний
Многие люди до сих пор считают «Вимм-Билль-Данн» западной фирмой. Виной тому необычное название. Когда в начале 90-х годов Сергей Пластинин и Михаил Дубинин назвали так свою компанию, они делали ставку на то, что в то время люди больше доверяли западным товарам, чем отечественным. Их расчет оправдался.
Шел 1992 год. Время, когда в стране все еще царила неразбериха, но во всем этом хаосе многие люди умудрялись находить новые возможности и использовать их. Кто-то – честно, а кто-то - нет. Сергей Пластинин относится к первым. В 1992 году у него появилась дочь. В один из вечеров он отправился искать в магазинах сок для своей супруги. Сергей объездил много мест, но так и не нашел натурального – лишь концентрат в пакетиках, который потом приходилось разбавлять водой. Зато стоил он в разы дешевле, чем продающийся в то время в бутылках.
Сергей решил, что продажа сока в хорошей упаковке может стать достаточно грамотным начинанием, способным принести хорошие деньги. Он рассказал о своей идее партнеру – Михаилу Дубинину, отнесшемуся к ней с энтузиазмом. Молодые предприниматели отправились в Сбербанк, где взяли кредит на 50 тысяч долларов, который и оказался стартовым капиталом «Вимм-Билль-Данн». На эти деньги они смогли арендовать линию на Лианозовском молочном комбинате, закупить сырье, а также упаковку у компании «Тетра Пак». Правда, пока это был растворимый сок в пакетиках – именно с него начинала свой путь компания.
Ее необычное название появилось так. Сергей и Михаил понимали, что после распада СССР российский народ гораздо больше доверял всему иностранному, чем отечественному. Странное слово «Вимм-Билль-Данн» ни с чем российским уж точно не ассоциировалось, а на слух сильно напоминало знаменитый Уимблдон. Так и назвали компанию. Друг основателей, дизайнер Андрей Сечин нарисовал логотип – достаточно забавное существо, являвшееся, как он говорил, копией его тогдашней собаки. Сегодня логотип «Вимм-Билль-Данн» является одним из самых известных среди российских брендов.
Первым серьезным продуктом компании стал сок J7, дизайн упаковки которого был разработан все тем же Андреем Сечиным. Главное, что сразу же поняли Пластинин с Дубининым, так это то, что успеха их продукта без активной рекламы невозможен. J7 выступал одним из главных спонсоров популярной передачи «Белый попугай», причем рекламировал его сам Юрий Никулин. «Белый попугай» сделал свое дело и сок стал известен на всю страну. Уже в 1993 году пошло расширение компании. В нее инвестировали известные предприниматели – Гавриил Юшваев и Давид Якобишвили. Оба получили долю в компании, а «Вимм-Билль-Данн» -- средства на расширение своего бизнеса, которые так были нужны в то время.
«Вимм-Билль-Данн» начинает активно заниматься расширением своего ассортимента. Появлялись новые соки, но не только. Так, компания открывает для себя совершенно новое направление – молочные продукты. Несколькими годами позднее на этой ниве появится легендарное ныне молоко «Домик в деревне». Кстати, история его названия очень интересна. Все опросы потребителей показывали, что имя является неудачным, люди не будут покупать такой продукт. Что ж, в очередной раз фокус-группы показали свою несостоятельность… Расширялось и географическое присутствие компании: ее продукты можно было купить на территории всей России. Вскоре развитие компании дошло до того, что она была поделена на три направления, которые отвечали за соки, молочные продукты и минеральную воду.
В конце 90-х годов россияне узнали, что «Вимм-Билль-Данн» является российским брендом. И восприняли это достаточно спокойно. Продажи продуктов ничуть не изменились, разве что стали появляться проблемы у сока J7, которые были быстро решены посредством рестайлинга и участия в шоу «Последний герой» в 2001 году, которое вел Сергей Бодров-младший.
В 2002 году произошло еще одно знаковое событие в жизни компании – ее выход на IPO. К тому времени «Вимм-Билль-Данн» уже был крупнейшим игроком на соковом и молочном рынке России, а первичное размещение акций компании помогло получить дополнительные средства для финансирования новых проектов и программ расширения. Не считая того, что оно сделало ее основателей миллиардерами. А в 2005 году «Вимм-Билль-Данн» стал первым российским производителем молочных продуктов, получившим разрешение экспортировать свою продукцию в страны ЕС.
Сегодня компании принадлежит 37 производственных предприятий, занимающихся выпуском молочных продуктов, соков и минеральной воды Украине, Киргизии, Узбекистане и Грузии. «Вимм-Билль-Данн» имеет центры продаж в 25 городах России, есть они и в других странах СНГ. В ней работает более 16 тысяч человек, а общая выручка «Вимм-Билл-Данн» составила в 2009 году 2,2 млрд долларов США.
Компания имеет целую линейку популярных брендов, в которую входят «J7», «100 % Gold Premium», «Любимый сад», «Домик в деревне», «Весёлый молочник», «Агуша» и т.д, всего больше тысячи.
«Вимм-Билл-Данн» может похвастаться многим, но лучше всего об этом говорит один из основателей компании и недавно избранный на пост председателя Совета директоров Сергей Пластинин: «Вимм-Билль-Данн» не раз осуществлял прорывы: выпуск первой упаковки сока, создание первого отечественного сокового бренда, начало выпуска молочных брендов, приобретение региональных предприятий, начало промышленного производства ягодного морса, начало производства соково-молочных продуктов. В 2002 г. наша компания, первой среди российских компаний-производителей продуктов питания, разместила свои ценные бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже. И сегодня в России найдется не много компаний с таким уровнем открытости и прозрачности, как у нас».
Принципы успеха от Давида Якобашвили, председателя Совета директоров «Вимм-Билль-Данн» с 2001 по май 2010 гг.:
• Счастье - в том, что делаешь полезное людям, достигаешь чего-то и это что-то идет на пользу людям.
• Жить и строить бизнес надо так, чтобы ты мог свободно ходить без охраны, зная, что порядочность - это твоя защита!
• При создании своего бизнеса - главное - не лениться, "грызть до конца", постоянно искать новые эффективные и прибыльные способы достижения результата с наименьшими издержками.
• Жизнь - очень интересная штука, каждый из нас сюда приходит гостем, чтобы сделать что-то полезное для общества, что-то достичь, сделать и при этом не наплевать себе в душу и людям.
• Надо строить Россию, ведь в ней жить нашим детям. А наши дети достойны жить в хорошей стране!