Самое важное для автора «Маркизы» - индивидуальность каждой игры
С Александром Динесом мы знакомы достаточно давно (люди одного поколения) и я очень его «Маркизе» симпатизирую. А его работе, как игре – по белому завидую. К то-му же мы всего несколько лет назад вместе с Игорем Алексеевым принимал участие в одной из передач в качестве приглашенных поэтов. Поэтому услышав, что автор и веду-щий телевизионной игры удостоен новой награды, я не отказал себе в удовольствии по-общаться с ним.
– Поздравляю с избранием в Российскую академию телевидения и со статуэткой ТЭФИ!
-Спасибо!
Правильно ли я прочитал, что в апреле вы прошли семнадцатилетние передачи?
– Точно. Задумано все было в 92-м, а первая запись вышла в эфир весной 93-го. Надо найти время и внимательно пересчитать количество наших передач, чтобы случайно не промахнуться мимо сотой.
– Вы упрямо движетесь к большому юбилею. Саш, скажи, а семнадцать лет – это много, или мало?
– Сложный вопрос. Конечно, когда я задумывал первую передачу у меня и в мыслях про-существовать столько не было. Тогда и представить это было невозможно.
– Ты фаталист?
- Да. Если точнее, то оптимистический фаталист. Но, возвращаться к существу твоего во-проса, было какое-то мощное совпадение трех составляющих: позитивная ситуация в Са-ратовском университете, в котором мы репетировали нашу первую передачу (без филоло-гического факультета на котором я учился ничего не было бы), наличия той, «старой» ре-дакции саратовского телевидения с высочайшими художественными традициями, и не удовлетворенные амбиции вашего покорного слуги. Осталось в дальнейшем все эти при-входящие сохранять и множить.
– Семнадцать лет!
– На телевидении существуют подобные примеры, за которыми не надо далеко ходить. Ворошилов придумал одну игру, которая уже существенно пережила его. Наш Худяков почти пятьдесят лет ведет «Не за тридевять земель». Это достижение планетного масшта-ба, и я не думаю, что для него было бы правильней каждый год придумывать что-то но-вое. Самое главное, что «Маркиза» до сих пор не поставлена на конвейер, и каждый раз получается индивидуальный продукт. Мне важно, что каждая передача чем-то отличается и не похожа на предыдущие. Хотя? Ты не помнишь, кто это сказал, что мы всю жизнь пишем одну книгу, рисуем одну картину…
- Играем в одну игру?
- Да, игра! Игра, по-моему, изначально самое естественное и желанное для человека заня-тие. Но не многосерийный сериал, не массовка, а праздник. Вот цикл выпуска – он сло-жился скорее спонтанно, естественным образом. Через два-три месяца всех нас –организаторов, участников и зрителей просто тянет оказаться в рамках передачи. Естест-венно выстроился доверительный клуб с почти семейной атмосферой…
- Который посещают «звезды». Трудно было вначале заманить их в провинцию?
– Я же говорил, что многое сложилось помимо нашей воли. В 92-м с большим артистом Львом Константиновичем Дуровым у меня на даче с моим постоянным режиссером Наталией Давыдовой мы сняли сказку о муммитролях. Сказка получилась настолько светлая и грустная, что артист попросил когда-то после его смерти включить кадры их нее в мемуарный фильм. Завязались хорошие отношения. Потом Дуров договорился с Ири-ной Алферовой. И пошло, и поехало. В дальнейшем моя дружба с администратором од-ного из крупных московских театров позволила систематизировать нашу работу. Если ты знаешь, то фирменный знак «Маркизы» -- не приглашать на игру попутных гастролеров. Это не только тайна избранника, но и определенный дух передачи. Актер не должен спе-шить куда-то еще.
– Теперь у тебя богатый архив…
– Безусловно, теперь мы являемся хранилищем эксклюзивного материала. Не у кого нет трех часов такой открытой и светлой Гундаревой. Время неумолимо, но с нами остались Быков, Тихонов, Полищук, Глузский, Ульянов, Жжёнов…
– С кем ты поддерживаешь отношения?
– Со многими. Но, если ты говоришь о дружбе, то это сложно. Москва – Саратов. Володя Молчанов отдыхал у меня в прошлом году на даче, Харатьян смс-ки шлет… Мне важ-нее, то, что, например, в 2006-м удалось вытащить Сергея Юрского. С первого разговора с ним прошло двенадцать лет…
– Не думал о личном общении, о том, что остается за кадром, книгу написать?
– При всей моей любви… я считаю, что самоценна сама игра. А еще мы ведь на одной «Маркизе» не замыкаемся. Есть «Шляпы» - некая производная «Маркизы», другие проек-ты… Знаешь, для чего мне нужно время?
– Ты должен много читать.
– Правильно. Но не только читать, но перечитывать. Представляешь, какое блаженство – я по работе должен перечитывать любимые книги.
– Чтобы выжать из них вопросы, а потом сделать передачу – некую выжимку твоей жизни.
– Точно.
– Ты счастливый человек, но давай я переведу тему. Поговорим о провинции, о на-шей малой Родине. Меня очень свербит заготовленный вопрос: почему ты не уехал в столицу? Там больше возможностей, там больше денег…
– Я не хочу и это, в принципе, не возможно. О трех важных составляющих нашей переда-чи я рассказал тебе раньше, но есть еще много тончайших корней, которые появлялись в процессе, росли, развивались. И эти тонкие и толстые корни обрывать, чтобы пересадить в столицу? Дело не в страхе – это не возможно! И здесь все те люди, которые делают «Мар-кизу». Это было бы предательством по отношению к ним. Даже московскому актеру от-правиться от суеты в «глушь, Саратов» с погружением в некую исповедь – это не беглая перебежка в рамках большого города. И еще – я твердо убежден, что «Маркиза» жить в неволе не может.
– Столица как неволя?
– Как система жесткая, потогонная, и не совместимая с тканью, созданной нами. И участ-никами, и зрителями…
– Расскажи о тех, кто участвует в игре. В зале всегда около ста человек?
– Двести. Я делю их на три категории. Первая: «ветераны» «Маркизы». Есть и те, кто был с нами с первой передачи. Они создают около игры среду, хранят традиции. Некоторые из них перезнакомились, переженились на «Маркизе», приводят к нам своих детей. Конечно, они и уходят, уезжают куда-то далеко, но потом так неожиданно помудревшие возвра-щаются. Вторая категория: абитуриенты филфака, которые традиционно в одной из пере-дач в году разыгрывают свое «место под солнцем». Третьи категория: это абсолютно но-вые люди. Если кого-то нет, или их недостаточно, то для нас это тревожный знак.
– Прежде, чем подвести итоги беседы, как профессиональному «игровику» предла-гаю маленький блиц из трех вопросов.
– Готов.
– Порекомендуй фильм из недавно тобой просмотренных.
– «Залечь на дно в Брюгге» Мак Донаха. Но ему года два – просто я только что посмот-рел.
– Три последних прочитанных книги?
– Уже перечитанная «Таинственная страсть» Василия Аксенова. Она, кстати, подвигла меня перечитать его «Звездный билет» и т.д. «Дорога» Кормака Максорли – живого классика американской литературы. И «Просто вместе» Анны Говальд - фатальные про-блемы, имеют всегда достойный выход.
– За кого будешь болеть, наблюдая репортажи из ЮАР летом?
– Сначала Аргентина. Там Месси! Потом – Голландия.
-- Совпадает. А собственно чему тут удивляться – в одном времени, на одной реке жи-вем…
Время у обоих поджимало – мы попрощались. Садясь в машину, я подумал: «Вот вам пример счастливого и достойнейшего жителя нашего города. Побольше бы нам оптими-стических фаталистов"
Фирменный знак «Маркизы» -- не приглашать на игру попутных гастролеров. Это создает определенный дух передачи – актер не должен спешить куда-то еще.