Через несколько лет коньячному дому Хеннесси исполнится четверть тысячелетия. Это одна из старейших компаний Франции, которая продолжает управляться потомками основателя. Именно Хеннесси показал всему миру истинный вкус коньяка и придал этому напитку аристократический имидж.
Хотя Хеннесси и является французской компанией, ее основатель не был соотечественником Гюго и Вольтера. В 1765 году ирландец Ричард Хеннесси, служивший во французской армии Людовика XV по найму, был отправлен в один из госпиталей на острове Рэ. В то время Ричарду уже было 36 лет, и он успел зарекомендовать себя храбрым офицером. Лечась в госпитале, Ричард не мог не посетить знаменитый город Коньяк, который находился совсем неподалеку и славился крепкими напитками. Именно в Коньяке Хеннесси и попробовал бренди, перевернув впоследствии историю этого напитка. Выписавшись из госпиталя в этом же году, Ричард переезжает в Коньяк, где регистрирует свою фирму и начинает торговлю так понравившимся ему напитком. Во Франции тогда мало кто знал о существовании коньяка, впрочем, как и во всем мире. Надо сказать, что тогда продажи Хеннесси шли не как сейчас в бутылках с семейным гербом (алебарда + рука рыцаря), а в обычных бочках, что создавало Ричарду множество проблем. Его коньяк, который изначально позиционировался как продукт для избранных, для людей с деньгами, стали нещадно подделывать.
Основным рынком сбыта напитка становится Англия. В 1794 году Хеннесси начинает поставки в Соединенные Штаты, которые составляют 40% всего экспорта французского коньяка. В начале 19-го века компания становится официальным поставщиком испанского и английского королевских дворов. В это же время бразды правления Хенесси переходят к сыну Ричарда – Жаку. Он сразу же дает компании имя семьи - Jas Hennessy & Co. Однако для легендарного ныне коньяка наступают не лучшие времена.
Наполеон гордой поступью шагает по Европе. Многие страны отказываются принимать какие-либо товары из Франции. Особенно это касалось Британии, являвшейся на то время центром экспорта для Хеннесси. Решить проблему удалось, воспользовавшись портами в Бельгии, сохранявшей нейтральное положение. После поражения Наполеона ситуация нормализовалась. А после чумы 1832 года, поразившей всю Британию коньяк Хеннесси стал продаваться еще больше. Все дело в том, что врачи рекомендовали его как средство профилактики от этой смертельной болезни. Это очень важный момент в истории компании, так как именно он поможет ей продолжать продажи своего алкогольного напитка в США, в то время как там будет действовать сухой закон. Кроме чумы, популярности Hennessy поспособствовал и король Англии Георг IV, являвшийся поклонником этого напитка. Надо ли говорить, что из-за этого Хеннесси стал пить весь двор. В 1819 году начинается экспорт в Россию, в том числе для императорского двора, а в 1828 году фирма открывает постоянное представительство в Петербурге.
Однако все это время коньяк продавался, что называется на разлив», из бочек. Массовое производство Хеннесси в бутылках началось во второй половине 19-го века, когда во главе компании стоял Морис Хеннесси. В 1864 году Морис торжественно открыл во Франции первый завод по массовому производству уже легендарного коньяка. Кроме того, именно при Морисе коньяк, наконец, станет продаваться в бутылках. Причем, интересной формы, что будет способствовать дополнительной рекламе (многие утверждают, что идея делать нестандартные бутылки пришла к компании из стран Азии). Вообще, если говорить о рекламе, то Хеннесси использовала ее уже в 18 веке. Все мероприятия, на которых могли появиться знаменитые люди, спонсировались компанией. Не заметить коньяк было просто невозможно. И его замечали. А, попробовав, рекомендовали своим друзьям.
Хеннесси становился стандартом, для обеспеченных людей. Эталоном стиля. Признаком вкуса. В 60-е годы 19 века Морис Хеннесси ввел еще одно важное веянье в коньячный мир – звездочную систему оценок возраста своих коньяков: одна звездочка означала коньяк 2-летней выдержки, две - 4-летней, три - 6-летней. Кстати, саму систему – чем больше звездочек, тем выше класс, впоследствии переняли гостиницы.
В 70-е годы произошло еще одно важное событие для компании: появился новый вид Хеннесси – extra old. Такое название было дано напитку за счет того, что он был создан из старейших спиртов семьи, некоторые из которых были изготовлены еще в 18-ом веке. Интересно то, что с легкой руки Морриса Хеннесси extra old превратилась в совершенно новую категорию коньяков.
Тем временем мир менялся. Аристократы, знать – все они канули в лету. Зато в обществе появилась новая состоятельная прослойка – бизнесмены, актеры, музыканты. Именно на них стала нацеливаться компания в XX веке. В рекламе постоянно проскальзывали известные миру люди. Кроме того, дорогие клубы, отели и прочие места, где оказывались услуги состоятельным людям, стали запасаться знаменитым коньяком. Иметь в дорогой гостинице Хеннесси стало обязательным пунктом для любого руководителя. Своеобразный юбилей компания отметила в 1971 году – был продан миллионный ящик с коньяком Хеннесси. Однако особо радоваться этому в старейшей коньячной компании не стали. Во второй половине XX века люди стали намного более практичными, чем раньше. Развитие массового производства, глобализация – все это привело к тому, что жизнь товаров класса «люкс» серьезно усложнилась. Дела у Хеннесси в 60-70-е годы шли удовлетворительно, но не так чтобы не беспокоиться о будущем компании. И в 70-е годы Килиан Хеннесси решает продать долю в компании известной своим шампанским компании Moet et Chandon. А в 1988 году обе компании вошли в холдинг Louis Vuitton Moet-Hennessy, который занимается производством различных предметов роскоши. Правда, руководят Хеннесси по-прежнему члены семьи.
ГАММА КОНЬЯКОВ
Hennessy V.S.) — создан в 1865 году Морисом Хеннесси, внуком основателя Дома, как первый коньяк с указанием возраста, в виде трёх звёзд, на лицевой этикетке бутылки. В ассамбляж входит более 40 коньячных спиртов, возрастом от 2 до 7 лет;
Hennessy V.S.O.P. Privilege (Very Superior Old Pale) — создан в 1817 году по заказу будущего короля Англии Георга IV. В ассамбляж входит более 60 коньячных спиртов, возрастом от 6 до 12 лет;
Hennessy X.O. (Extra Old) — создан в 1870 году Морисом Хеннесси для своих друзей, как первый коньяк, с указанием возраста eХtra Оld cognac на лицевой этикетке бутылки. В ассамбляж входит более 100 коньячных спиртов, возрастом от 20 до 30 лет. В 1947 году для коньяка была создана специальная бутылка, украшенная орнаментом из виноградной лозы;
Hennessy Paradis — создан в 1979 году «мастером ассамбляжа» Дома Морисом Фийю из уникальных коньячных спиртов, отобранных ещё его дедом. В ассамбляж входит более 100 коньячных спиртов возрастом от 15 до 100 лет;
Hennessy Richard — создан в 1996 году «мастером ассамбляжа» Дома Яном Фийю в честь основателя Дома — Ричарда Хеннесси. В ассамбляж входит более 100 уникальных коньячных спиртов, в том числе и произведенных из винограда сорта Фоль Бланш, урожаев 1830 и 1860 годов;