|
Отдам в государственно-частные руки
21 апреля Саратовская область войдет (вошла) в число 28 российских регионов, где есть законодательная база для создания и развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В этот день соответствующий законопроект был рассмотрен во втором чтении. Согласно областному закону ГЧП – это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия между Саратовской областью с одной стороны и частными партнерами -- с другой. Цель партнерства – реализация на территории региона значимых инвестиционных проектов и долгосрочных целевых программ. Стоит отметить, что саратовцы не являются новаторам, внедряя эту форму сотрудничества власти и бизнеса. Самая распространенная форма ГЧП – концессия – была известна в России еще в 20-х годах прошлого века. Проектирование и строительство практически всех советских заводов, создание новых отраслей промышленности были во многом обеспечены за счет заключенных концессионных соглашений с иностранными фирмами. Свыше 80% этих концессий были сосредоточены в сфере добычи золота, серебра, свинца, марганца, нефти, в производстве цветных металлов, в эксплуатации лесных, рыбных ресурсов, в машиностроении, электроэнергетике и т. п. Однако, если федеральный закон о концессионных соглашениях и был принят в 2005 году, то федерального закона о ГЧП, как и, собственно, определения этого термина нет до сих пор. В отсутствие федерального нормативного акта инициативу проявляют региональные заксобрания. Сегодня в 28 субъектах РФ действуют законы о ГЧП. Во многих уже действуют инвестиционные проекты с участием этой схемы. По данным портала ГЧП-Россия, в стране действует порядка 50 проектов в самых разнообразных областях – начиная от промышленного производства и заканчивая жилищно-коммунальным хозяйством. Лидером можно назвать Санкт-Петербурге, где за последние десять лет заключены пять соглашений о ГЧП, в основном касающихся транспортной инфраструктуры. В Саратовской области, по мнению одного из авторов законопроекта облдепа Владимира Пожарова, появление ГЧП больше всего актуально в проектах, связанных с инфраструктурой. - Инфраструктура в регионе очень изношена и требует огромных вливаний, - считает депутат. – У власти возможности, особенно в период кризиса, весьма ограничены. Значит, нужно привлекать частную инициативу. Тем более, что услуги, оказываемые частным бизнесом, как правило, более эффективны. При этом и государство понимает, что какие-то вещи может делать только государство, а какие-то лучше отдать в частные руки. Интересно, что в Саратове ГЧП в той или иной форме уже существовало. Например, ТЮЗ, достраиваемый «всем миром». Или два светофора, появившихся в городе при софинансировании частных фирм. Формы ГЧП в Саратовской области ограничены перечисленными в законе и не отличаются от используемых в других регионах. Это – долевое участие в уставных капиталах юрлиц, лизинговые, концессионные соглашения, создание и привлечение средств инвестиционных, венчурных фондов. В рамках соглашения определяются и доли частного партнера в справе собственности на объект ГЧП. - Вариантов множество. Может быть частичная или полная передача собственности. Можно обойтись и без нее. А возможен и вариант, когда построенный на ровном месте проект будет затем передан в собственность государства. Это станет решаться в каждом конкретном случае и прописываться в соглашении о ГЧП, - отмечает Владимир Пожаров. Кстати, государство, а в нашем случае правительство Саратовской области будет определять и конкретный объект ГЧП. В законе в числе таковых значатся автодороги, мосты, тоннели, стоянки, объекты общего пользования железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного видов транспорта, аэродромы, речпорты, а также объекты производственной и инженерной инфраструктуры и многое другое. Пока, по мнению облдепа, у нас под условия ГЧП идеально подходит аэропорт и терминал «Озинки-Таскала». Кстати, инвестором последнего выступает «Внешэкономбанк», заинтересованный, помимо этого проекта, и в партнерстве в жилищно-коммунальной сфере. Например, в Оренбуржской области банк уже реализовал ряд проектов по санации водоканала и тепловых сетей. Интерес к этой сфере, по идее, должен быть и у городской власти. Но это – следующий этап, в нынешней редакции саратовского закона говорится только об областной инфраструктуре. Участие муниципальных объектов в ГЧП пока не предусмотрено. По оценке Владимира Пожарова, перспективы рынка ГЧП огромны. В этом и смысл партнерства – в нем участвуют капиталоемкие проекты. В обмен на инвестиции частные партнеры получат тоже немало: - Инвестор получит право управлять объектом и, конечно же, заработать, получить прибыль. Причем это будет стабильный предсказуемый доход, потому что, например, воду люди будут пить всегда. И нет ничего страшного в том, что частник получит прибыль, а мы – качественную услугу по нормальным ценам, - убежден законотворец. Помимо прибыли, частный партнер может получить и некоторые преференции, отмеченные в законе – налоговые льготы, льготы по аренде и другие, предусмотренные федеральным и областным законодательством. Что касается цен на услуги объекта, находящегося в ГЧП, и управление объектом в целом, то здесь контроль останется на стороне государства. «Два основных принципа закона – публичность и конкурсность. Никаких кулуарных решений, - говорит Владимир Пожаров. -- Этот закон – своего рода реклама для инвесторов. Зная, что в Саратовской области такой есть, они с большей готовностью будут участвовать в региональных проектах». *** Под условия государственно-частного партнерства идеально подходят новый аэропорт и терминал «Озинки-Таскала» *** А как у них? По данным центра ГЧП Внешэкономбанка, по объему и количеству подписанных в рамках ГЧП контрактов наиболее емким среди европейских стран является рынок Великобритании: в течение 2001-2008 гг. здесь были реализованы 536 проектов на сумму 61 млрд. фунт. по сравнению с 215 проектами на сумму 37 млрд. фунт. в остальных странах Европы. Крупнейшими проектами ГЧП в Великобритании являются проекты в области обороны, здравоохранения и образования, в то время как в других странах Европы, приоритет принадлежит транспортным проектам. Средний размер контракта ГЧП составляет в здравоохранении и образовании 48 млн. фунт., в обороне – 176 млн. фунт., в транспорте -- 281 млн. фунт. В России, по данным Внешэкономбанка основными секторами ГЧП являются дороги, электроэнергетика, нефть и газ. Средний размер проекта 22 млрд. руб (или $680 млн.). 2010-04-23
|