Поиск:


Персональный ангел
Бизнес-ангелы (business angels) – это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в компании самых ранних стадий развития. Этим они отличаются от венчурных капиталистов, которые управляют деньгами третьих лиц, сосредоточенными в фондах. Бизнес-ангелов также называют неформальными инвесторами.

Впервые этот термин появился в Америке: так называли людей, которые финансировали лучшие театральные постановки на Бродвее. Как феномен это понятие было подробно описано американским профессором Уильямом Уэтцелем из Университета штата Нью-Хэмпшир около тридцати лет назад. После чего термин стал использоваться в экономической сфере.

Капитал, предоставляемый бизнес-ангелами, принято называть «терпеливым», так как эти инвестиции не требуют выплаты дивидендов в течение всего инвестиционного периода, который составляет в среднем от 3 до 7 лет. В обмен на вложенные средства «ангелы» получают долю в компании – обычно это блокирующий пакет акций. Со временем стоимость проинвестированных компаний растет, поэтому основной доход бизнес-ангел получает на выходе – через продажу своей доли за сумму, значительно превышающую первоначальные вложения.

«Ангельский» вид инвестирование - один из важнейших элементов новой экономики. Вкладывая средства в технологии, интеллект, креативные команды, бизнес-ангел закладывает будущее благополучие для себя, своей страны. Одно из требований, которые бизнес-ангелы предъявляют будущим партнерам, – все авторские права должны быть защищены. Если патент не оформлен, проект будет рассматриваться неохотно.

Большинство бизнес-ангелов - это успешные предприниматели, имеющие значительный опыт развития собственного бизнеса. На Западе такими инвестициями занимаются, как правило, уже отошедшие от дела бизнесмены, у нас – действующие.

Обычно вклад бизнес-ангелов составляет 5-20% имеющихся у них средств. В среднем это не более 1 миллиона евро в одну компанию при условии, что разработка будет инновационной и высокодоходной (не менее 40-60% годовых). Чаще всего «ангелы» совершают несколько инвестиций, тем самым распределяя свои вложения и снижая риск.

К проинвестированным таким образом компании повышается доверие, ей становится проще получить дополнительное финансирование из других источников. Бизнес-ангелы часто пользуются этим, предоставляя свои гарантии для получения банковских кредитов.

«Ангелы» предпочитают объединяться в сети, так они быстрее и эффективнее находят успешные проекты. Наиболее известные из них - это национальная сеть «Частный капитал», Содружество бизнес-ангелов России (СБАР).

Самые известные российские примеры удачного ангельского инвестирования -- поисковая система «Апорт» и биомедицинский инновационный проект ООО «Доктор Берест». Первый проект Джозеф Авчук продал за 25 миллионов долларов, купив его в 1998 за 45 тысяч. Второй проинвестировал Юрий Ткаченко, вложения составляли 300 тысяч долларов. По официальным данным в 2007 году компания стоила минимум 3,5 миллиона.

Бизнес-ангелов можно найти не только в крупных финансовых центрах, но и в небольших городах. В Саратове такое инвестирование находится на стадии зарождения. Разработчики нашего города чаще всего встречаются с инвесторами на инновационных форумах, выставках, венчурных ярмарках. Помимо этого, существуют сайты, например www.russba.ru, где в режиме он-лайн можно подать заявку на привлечение инвестиций.

Анна Сыщикова, саратовский представитель СБАР:

В Саратове есть скрытые бизнес-ангелы – те, кто ими является, но себя так не называет. Скажем так, существуют лишь отдельные инвесторы или немногочисленные группы бизнес-ангелов, слабо взаимодействующие друг с другом.

На практике бизнес-ангел получает не менее 50% доли компании, иначе он просто не будет рисковать. Чаще всего такой инвестор помогает предпринимателю «строить» компанию, используя свой опыт и связи. От этого выигрывает вся команда в целом, ускоряется рост и развитие бизнеса.

К сожалению, статистика последних лет показывает, что количество саратовских проинвестированных проектов значительно уменьшилось в связи с кризисом, многие просто боятся рисковать.

Когда берешь деньги у инвестора, то приходится отдавать большую часть будущей компании. В случае если проект окажется провальным, больше рискует, конечно, инвестор. Обычно на ранней стадии реализации проекта, когда еще ничего не известно и нет продаж, брать деньги в банке просто неразумно. Тут кроме бизнес-ангела, поверившего в вас и ваш проект, просто ничего не остается. Конечно, есть еще государственное финансирование, различные фонды поддержки инновационных разработок, но таких объемов вложений не хватает порой даже на завершение НИОКР.

Ксения Якубина
2010-04-09


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007