Вы носите спортивные вещи? Если это так, то не удивительно, что в вашем гардеробе есть что-то, произведенное компанией Columbia Sportswear. Сегодня это один из самых популярных спортивных брендов в России, предлагающий полную линейку одежды для активного отдыха. Трудно поверить, что столь успешная компания боролась за выживание почти полвека. И это была очень непростая борьба за жизнь семейного бизнеса.
Вдоль да по речке
История компании берет свое начало в 1937 году, когда еврейская семья Ламфром, бежав из нацистской Германии, переселилась в США, в Портленд. В Германии Поль и Мари Ламфром владели своей фабрикой по производству одежды. Увы, все это пришлось оставить. В Америку они приехали практически нищими. К счастью, здесь жили их родственники, благодаря которым Поль и Мари смогли приобрести компанию, занимающуюся дистрибуцией шляп. Бизнес пошел, однако качество товара не устраивало Поля. Он решил организовать свое собственное производство – не шляп, а рыбацкого снаряжения, рубашек и прочей одежды. Того, что он действительно знал еще по работе в Германии. Сама же компания была переименована в Colombia в честь одноименной реки, протекавшей недалеко от дома семьи Ламфром.
В 1948 году дочь Поля и Мари Гертруда выходит замуж за Нила Бойла, который присоединяется к семейному бизнесу. Герт же посвящает все свободное время детям и шитью. Именно ее руками была сшита очень интересная куртка, ставшая в итоге первой рыбацкой курткой в ассортименте Columbia. Главным ее отличием было большое количество карманов, так необходимых рыбакам. Нил Бойл, в свою очередь, оказался очень неплохим руководителем, расширявшим бизнес. Нил хотел, чтобы компания работала по всей Америке. Очевидно, что для этого нужны были финансовые вливания со стороны. И Columbia получила их в виде займа: за сумму в 150 тысяч долларов пришлось отдать под залог свой собственный дом, дом Мари Ламфром и даже медицинскую страховку самого Нила. Риск был велик, но семейство Бойлов верило в свою затею. Казалось, что ничто не предвещало проблем… но они пришли. В 1970 году - через три месяца после получения займа - Нил Бойл скончался от сердечного приступа. Это был настоящий удар по компании. Уже скоро кредиторы стали звонить в офис Columbia – они не верили, что после этого события компания продолжит свое существование. Разве может домохозяйка с тремя детьми возглавить стремительно развивающийся бизнес? Оказалось, что может.
К моменту смерти Нила годовой доход Columbia составлял 650 тысяч долларов. И все это хозяйство перешло в руки Гертруды Бойл. Конечно, поначалу было очень тяжело – у Герт не было никакого опыта. На первых порах она совершила множество ошибок, которые ухудшили положение компании. Кроме того, всерьез заявили о себе и профсоюзы, начавшие регулярно проводить забастовки. Минуло еще 2 года, и обязательства Columbia возросли до 300 тысяч долларов. Казалось, что поводов для оптимизма совсем нет, но случилось чудо. Начала меняться мода. Спортивные товары (в том числе и куртки) приобрели популярность – люди стали носить их практически всюду. Это был шанс для Columbia, которым она не могла не воспользоваться, если хотела выжить.
К 76-ому году ситуация начала исправляться. Компания была очень популярной среди рыболовов и охотников, но и остальные люди стали обращать внимание на куртки Columbia. В 1978 году компания даже сумела заработать 1 миллионов долларов. Сын Гертруды и Нила – Тим, понял, что хороший маркетинг является одной из главных составляющих успешного бизнеса. Надо ли говорить, что именно маркетинг позволил Columbia в 80-е годы выделиться на фоне конкурентов, представив потребителям действительно необычный бренд. В конце 70-х годов компания переводит свое производство из США в Корею, что позволило снизить производственные издержки и выпускать качественную продукцию по достаточно демократичной цене.
80-е годы стали очень успешными для компании. Кошмар закончился. Можно было больше не беспокоиться о том, как выжить, а думать о дальнейшем развитии. К удачным ходам компании, предпринятым в это время, можно отнести куртку Bugaboo. Она стала революцией для Columbia и самым популярным продуктом компании в то время. Во-первых, Bugaboo была доступна большинству покупателей, так как стоила совсем недорого. Во-вторых, в ней появилась отстегиваемая подкладка, благодаря чему можно было совершенно спокойно носить куртку, как при морозе, так и осенью. Наконец, у Bugaboo была молния невиданного доселе качества.
Матушка Бойль
В 1984 году произошло эпохальное событие для Columbia. Рекламное агентство Borders, Perrin & Norrander разработало креативную рекламную кампанию, которая используется и по сей день. Именно тогда родилась знаменитая мамаша Бойл. Собственно, идея заключается в том, что в серии роликов зрители видят главу компании Тима Бойла за работой. В этот момент случается то или иное событие, инициатором которого является его мать. Например, в одном из популярных роликов Тим рассказывает что-то на заседании совета директоров, когда появляется Герт, всаживающая ему в шею дротик со снотворным. Просыпается Тим на горе в куртке Columbia. Последнее что он видит – мать, улетающую на вертолете.
А Columbia тем временем начинает задумываться об экспансии за рубеж. В начале 90-х компания из года в год бьет рекорды продаж, а в 1994 году становится одним из спонсоров зимних Олимпийских игр. Это был важный момент для компании, так как он заметно повлиял на узнаваемость бренда, ставшего теперь уже всемирно известным.
В Россию марка приходит в 1998 году. Упор в рекламной кампании делается на то, что одежда Columbia выдерживает очень крепкие морозы. Матушка Бойль не боится тестировать куртки даже на своем сыне, который спит в сугробе вместе с лайками. Выбранный слоган: "Columbia - проверено холодом".
Сейчас Гертруда Бойль отошла от активного управления компанией, хотя еще недавно жесткость, целеустремленность и крутость нрава делали ее почти фольклорным персонажем. Сотрудники утверждали, что лучше пережить пару ураганов, нежели один раз вызвать гнев Матушки Бойль качеством своей работы. Но то, что сегодня Columbia считается мировым лидером по производству одежды для активного отдыха с доходами 1,5 млрд. долларов в год, целиком ее заслуга.
Брэнд Columbia является очень демократичным и нацелен на максимально широкую аудиторию: это энергичные, активные люди, увлекающиеся туризмом и путешествиями, 60% из которых – мужчины и 40% -- женщины, живущие в областных центрах и имеющие доход от $200 на члена семьи в месяц.